Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ

https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-166-170

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современный образовательный процесс характеризуется увеличением учебной нагрузки, использованием методических пособий, не предусмотренных нормативно-методическими документами. Нарушение гигиенических принципов организации обучения детей в школе является основой развития соматической патологии. Материал и методы. Предмет исследования - организация образовательного процесса первого, второго и третьего уровней образования в школе с углублённым изучением предметов физико-математического цикла (СОШ ФМЦ) и типовой СОШ. Анкета содержала вопросы для оценки образовательного процесса по факторам «Сложность», «Время», «Дополнительная нагрузка». Проведена сравнительная оценка соответствия режима учебного процесса в СОШ ФМЦ и СОШ требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Результаты. В СОШ ФМЦ индекс интенсивности нагрузки по фактору «Сложность» в 1,8 раза, а доля учащихся с высокой интенсивностью образовательного процесса по фактору «Время» в 3 раза превышала показатель СОШ. Каждый четвёртый школьник профильных классов посещал 2-3 учреждения дополнительного образования. Дефицит площадей учебных кабинетов достигал 32%. Установлены нарушения в организации перемен и перерывов между сменами, в распределении нагрузки в течение недели. Общий объём недельной образовательной нагрузки на первом уровне образования превышал нормативные значения на 20%. Суммарная недельная нагрузка при обучении на втором-третьем уровне образования в СОШ ФМЦ превышала в 1,3-1,4 раза показатели СОШ. При внедрении новых специализированных программ фактическая организация учебного процесса не соответствует санитарным требованиям, что может привести к переутомлению, развитию глубоких и стойких изменений в организме школьников. Выводы. В школе с углублённым изучением предметов образовательный процесс носит более напряжённый характер. В рамках контрольно-надзорной деятельности в общеобразовательных организациях инновационного типа необходимо уделять особое внимание выполнению требований Х раздела СанПиН 2.4.2.2821-10.

Об авторах

С. Л. Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Ирина Евгеньевна Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Л. В. Ошева
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


О. Ю. Устинова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Д. А. Эйсфельд
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Александрова Г.А. Гигиенические регламенты как показатели работы образовательной организации по охране здоровья обучающихся. Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков, актуальные проблемы, тактика и стратегия действий: Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Санкт-Петербург, 2014: 3-5.

2. Степанова М.И. Сазанюк З.И., Поленова М.Л., Александрова И.Э. Гигиеническая оценка инновационной организации учебного процесса в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 4: 34-7.

3. Рукавкова Е.М. Гигиенические особенности организации учебного процесса в классах с углубленным изучением ряда предметов. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2014; 2 (7): 169-170.

4. Дременкова Ю.Е. Гигиенические особенности организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. Российский медико-биологический вестник им. ак. И.П. Павлова. 2006; 1: 88-92.

5. Нестерук А.В., Шубочкина Е.И., Луценко О.А., Алексеева Е.А. Совершенствование подходов к оценке санэпидблагополучия организации профессионального образования при обучении подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 2: 36-9.

6. Сетко А.Г., Терехова Е.А., Тюрин А.В., Мокеева М.М. Особенности нервно-психического статуса и качества жизни детей и подростков как результат воздействия факторов риска образовательной среды. Анализ риска здоровью. 2018; 2: 62-9.

7. Прахин Е.И., Гуров В.А., Пономарева Э.В. Психосоматические особенности детей в медико-педагогическом мониторинге здоровьеформирующей деятельности школ. Гигиена и санитария. 2018; 97 (7): 635-41.

8. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей. Гигиена и санитария. 2017; 96 (11): 1059-63.

9. Лапонова Е.Д. Характеристика функционального состояния организма школьников 5-9-х классов разного пола при обучении в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 1: 13-23.

10. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. Москва; Пробел-2000; 2012: 292.

11. Кучма В.Р. Научные основы разработки и внедрения современных моделей охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 3: 19-29.

12. Пьянзин А.И. Формирование функциональных систем как основа адаптации организма спортсмена к нагрузкам. Наука и спорт: современные тенденции. 2014; 1 (2): 33-45.

13. Пьянзин А.И., Кузьмин А.А., Пьянзина Н.Н. Закономерности формирования функциональных систем при адаптации организма спортсмена к нагрузкам. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 30 (1): 130-6.

14. Судаков К.В. Развитие теории функциональных систем в научной школе П. К. Анохина. Вестник Международной академии наук. Русская секция: Электронное периодическое издание. 2011; 1: 1-5.

15. Бобок Н.В., Балашенко А.А. Актуальность здоровьесбережения в учреждениях образования. Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: Материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Москва, 2016: 24-9.

16. Сергета И.В., Панчук А.Е., Макаров С.Ю., Стоян Н.В., Дреженкова И.Л. Психофизиологические и психогигиенические основы использования здобовьесберегающих технологий в современных высших учебных заведениях. Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи. Материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Москва, 2016: 273-6.

17. Храмцов П.И. Физиолого-гигиенические предпосылки повышения здоровьеформирующей эффективности физического воспитания детей в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 4: 15-20.

18. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2016; 95 (6): 552-8.

19. Зайченко Т.П. Школьная среда как условие здоровьесбережения младших школьников в условиях овладения новыми образовательными стандартами. Вестник Герценовского университета. 2014; 3 (4): 141-7.

20. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 4-11.

21. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Мамедьяров А.М., Константиниди Т.А., Сергиенко Н.С. Дефицит магния в детской неврологии: что нужно знать педиатру? Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (5): 17-25.

22. Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011; 8 (5): 37-41.

23. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклаковам О.А., Землянова М.А., Долгих О.В., Клейн С.В., Никифорова Н.В. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; 1: 66-83.

24. Емелина А.А., Порецкова Г.Ю. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников. Практическая медицина. 2010; 46: 51.

25. Кучма В.Р. 2018-2027 годы - десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 3: 4-14.

26. Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Available at: http://16.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/852124 (дата обращения: 30.05.2018)

27. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Раппопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 10: 990-5.

28. Лучанинова В.Н., Цветкова М.М., Веремчук Л.В., Крукович Е.В., Мостовая И.Д. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, влияющие на его формирование. Гигиена и санитария. 2017; 96 (6): 561-8.

29. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В., Барсем М.П., Нехурова С.Б. Методическое обеспечение гигиенической оценки школьных дисциплин. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 36-40.

30. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Москва. Практика; 1998: 459.

31. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. Москва. Фолиант; 2006: 427.


Для цитирования:


Валина С.Л., Штина И.Е., Ошева Л.В., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ. Гигиена и санитария. 2019;98(2):166-170. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-166-170

For citation:


Valina S.L., Shtina I.E., Osheva L.V., Ustinova O.Yu., Eisfeld D.A. HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN SCHOOLS WITH DIFFERENT EDUCATIONAL PROGRAMS. Hygiene and Sanitation. 2019;98(2):166-170. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-166-170

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)