ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО И ТИРЕОИДНОГО СТАТУСА У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Об авторах
Ирина Евгеньевна ШтинаРоссия
С. Л. Валина
Россия
О. Ю. Устинова
Россия
Д. А. Эйсфельд
Россия
М. Т. Зенина
Россия
Список литературы
1. Безух К.Е., Чистяков В.В. Состояние здоровья детей 12-15 лет в условиях интенсификации учебного процесса в школе. Актуальные проблемы адаптации организма в норме и патологии: Материалы международной научной конференции. Ярославль, 2005: 83-85.
2. Зюрин Э.А., Куренцов В.А, Сяфуков М.Р. Управление физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба. Вестник спортивной науки. 2017; 3: 45-9.
3. Макарова Л.П., Соловьёв А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников. Молодой ученый. 2013; 12: 494-6.
4. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся. Успехи современного естествознания. 2005; 11: 73-5.
5. Семенкова Т.Н., Касаткина Т.Н., Казин Э.М. Факторы «риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения. Вестник КемГУ. 2011; 2: 98-106.
6. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 4-11.
7. Колотова М.В., Рыжов А.Я., Степанова М.С. К вопросу об интегративной оценке напряженности труда учащихся средней общеобразовательной школы. Вестник ТеГу. Серия «Биология и экология». 2014; 6: 7-15.
8. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Формирование здорового образа жизни как необходимое условие профилактики нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников. Гигиена и санитария. 2016; 95 (5): 466-70.
9. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.В., Звездина И.В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 18-26.
10. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; 1: 66-83.
11. Сетко А.Г., Терехова Е.А., Тюрин А.В., Мокеева М.М. Особенности нервно-психического статуса и качества жизни детей и подростков как результат воздействия факторов риска образовательной среды. Анализ риска здоровью. 2018; 2: 62-9.
12. Кучма В.Р. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). Москва. Просвещение; 2011:142.
13. Овчинникова О.В., Казин Э.М., Федоров А.И. Особенности эндокринных и вегетативных функций у подростков, проживающих в разных социально-экологических условиях. Материалы IV съезда физиологов Сибири. Новосибирск, 2002: 206-7.
14. Панкова Н.Б., Романов С.В., Евдокимова И.К., Ишкова Г.И, Карганов М.Ю. Результаты комплексной оценки уровня физического развития, степени развития физических качеств и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у первоклассников столичного региона. Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: Материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Москва, 2016: 226-30.
15. Морнов К.А., Подлиняев О.Л. Дидактогенные стрессы у современных школьников: причины возникновения, пути профилактики и коррекции. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016; 3(25): 198-203.
16. Базарный В.Ф. Учить нельзя калечить? Аккредитация в образовании. 2011; 4 (48): 74-7.
17. Сетко Н.П., Булычева Е. В., Валова А.Я. Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов окружающей среды. Гигиена и санитария. 2018; 97 (3): 234-8.
18. Кучма В.Р., Ткачук Е. А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183-8.
19. Кубасов Р.В., Барачевский Ю.Е, Лупачев В.В. Функциональные изменения гипофизарно-гонадного и тиреоидного эндокринных звеньев в ответ на стрессовые факторы. Фундаментальные исследования. 2014; 10(5): 1010-4.
20. Лужецкий, К.П., Устинова О.Ю., Маклакова О.А. Особенности формирования эндокринных нарушений у детей на территориях с загрязнением атмосферного воздуха веществами, оказывающими воздействие на гормоногенез (бензол, фенол, бенз(а)пирен). Актуальные проблемы безопасности и оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией профессора А.Ю. Поповой. Пермь, 2014: 625-30.
21. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Мамедьяров А.М., Константиниди Т.А., Сергиенко Н.С. Дефицит магния в детской неврологии: что нужно знать педиатру? Вопросы современной педиатрии. 2014; 13(5): 17-25.
22. Малыгина Т.Е. Влияние стрессорных факторов на состояние здоровья людей экстремальных профессий. Современные научные исследования и инновации. 2016; 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72788 (дата обращения: 24.09.2018).
23. Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Сельверова Н.Б. Особенности вегетативной и гормональной реактивности при умственной деятельности у детей и подростков. Физиология человека. 2018; 44(5): 14-21
24. Ракицкая Е.В., Учакина Р.В., Козлов В.К. Синдром вегетативной дисфункции у подростков как интегральный фактор высокого риска сердечнососудистых и эндокринных заболеваний у молодых: патогенетическое обоснование программы профилактики. Якутский медицинский журнал. 2013; 2: 14-8.
25. Демин Д.Б. Зависимость ЭЭГ-характеристик от тиреоидного статуса у подростков Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Экология человека. 2013; 4: 43-8.
26. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности). Физиология человека. 1991; 17(5): 17-27.
27. Лавров Ю.В., Козлова М.Л., Котпелевская И.С. Психосоциальная дезадаптация как проявление соматических заболеваний. Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999; 1(9): 16-8.
28. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Ашина М.В., Жулин Н.В. Динамика распространенности школьно-обусловленных заболеваний у детей и подростков г. Нижнего Новгорода (1980-2015 гг.). Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: Материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Москва, 2016: 24-9.
29. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ануфриева Е.В., Соколова С.Б., Скоблина Н.А., Вирабова А.Р. и др. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2017; 72 (3): 180-94.
30. Меньшиков В.В. Лабораторные методы исследования в клинике. М.: Медицина, 1987: 368.
31. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Москва. Практика; 1998: 459.
32. Жижин К.С. Медицинская статистика. Ростов на Дону. Феникс; 2007:160.
Для цитирования:
Штина И.Е., Валина С.Л., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А., Зенина М.Т. ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО И ТИРЕОИДНОГО СТАТУСА У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Гигиена и санитария. 2019;98(2):183-188. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-183-188
For citation:
Shtina I.E., Valina S.L., Ustinova O.Yu., Eisfeld D.A., Zenina M.T. PECULIARITIES OF AUTONOMOUS AND THYROIDAL STATE IN SCHOOL CHILDREN UNDER DIFFERENT INTENSITY OF EDUCATIONAL PROCESS. Hygiene and Sanitation. 2019;98(2):183-188. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-183-188