Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО И ТИРЕОИДНОГО СТАТУСА У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-183-188

Полный текст:

Аннотация

Введение. Высокие нагрузки, интенсификация обучения, характеризующие современный образовательный процесс, способствуют негативной динамике показателей здоровья современных школьников. Материал и методы. Объекты исследования - школы с различной напряжённостью учебного процесса, учащиеся школ. Гигиеническая оценка образовательного процесса проведена с учётом требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Выполнен анализ данных анкетирования, лабораторных исследований, электрокардиографии, кардиоинтервалографии и ультразвукового сканирования щитовидной железы. Результаты. При сопоставительной гигиенической оценке режимов образовательного процесса, в школе с углублённым изучением предметов физико-математического цикла установлено сокращение продолжительности малых перемен, превышение объёма дневной и недельной учебной нагрузки до 20,0%. Для учащихся профильных школ характерны большие затраты времени на выполнение домашних заданий, менее продолжительный сон, высокая вовлечённость в дополнительный образовательный процесс. У учеников физико-математической школы в 1,7 раза чаще встречались аритмии с увеличением относительного риска до 4,6 раза. У 50% школьников, обучающихся по углублённой программе, установлена повышенная активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Нарушения объёма и структуры щитовидной железы встречались до 2,6 раза чаще, повышен в 5,7 раза относительный риск активации синтеза антител к тиреоглобулину и тиреопероксидазе. Установлены связи между уровнем кортизола в крови и частотой регистрации аритмий, степенью активации антителообразования, параметрами щитовидной железы. Обсуждение. Полученные данные согласуются с результатами отечественных исследований и могут послужить основанием для расширения перечня исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних. Выводы. В учебных учреждениях с углублённым изучением предметов физико-математического цикла образовательный процесс является более напряжённым, что приводит к активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, увеличению риска развития вегетативных дисфункций, аритмий и нарушений тиреоидного статуса.

Об авторах

Ирина Евгеньевна Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


С. Л. Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


О. Ю. Устинова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Д. А. Эйсфельд
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


М. Т. Зенина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Безух К.Е., Чистяков В.В. Состояние здоровья детей 12-15 лет в условиях интенсификации учебного процесса в школе. Актуальные проблемы адаптации организма в норме и патологии: Материалы международной научной конференции. Ярославль, 2005: 83-85.

2. Зюрин Э.А., Куренцов В.А, Сяфуков М.Р. Управление физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба. Вестник спортивной науки. 2017; 3: 45-9.

3. Макарова Л.П., Соловьёв А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников. Молодой ученый. 2013; 12: 494-6.

4. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся. Успехи современного естествознания. 2005; 11: 73-5.

5. Семенкова Т.Н., Касаткина Т.Н., Казин Э.М. Факторы «риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения. Вестник КемГУ. 2011; 2: 98-106.

6. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 4-11.

7. Колотова М.В., Рыжов А.Я., Степанова М.С. К вопросу об интегративной оценке напряженности труда учащихся средней общеобразовательной школы. Вестник ТеГу. Серия «Биология и экология». 2014; 6: 7-15.

8. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Формирование здорового образа жизни как необходимое условие профилактики нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников. Гигиена и санитария. 2016; 95 (5): 466-70.

9. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.В., Звездина И.В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 18-26.

10. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; 1: 66-83.

11. Сетко А.Г., Терехова Е.А., Тюрин А.В., Мокеева М.М. Особенности нервно-психического статуса и качества жизни детей и подростков как результат воздействия факторов риска образовательной среды. Анализ риска здоровью. 2018; 2: 62-9.

12. Кучма В.Р. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). Москва. Просвещение; 2011:142.

13. Овчинникова О.В., Казин Э.М., Федоров А.И. Особенности эндокринных и вегетативных функций у подростков, проживающих в разных социально-экологических условиях. Материалы IV съезда физиологов Сибири. Новосибирск, 2002: 206-7.

14. Панкова Н.Б., Романов С.В., Евдокимова И.К., Ишкова Г.И, Карганов М.Ю. Результаты комплексной оценки уровня физического развития, степени развития физических качеств и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у первоклассников столичного региона. Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: Материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Москва, 2016: 226-30.

15. Морнов К.А., Подлиняев О.Л. Дидактогенные стрессы у современных школьников: причины возникновения, пути профилактики и коррекции. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016; 3(25): 198-203.

16. Базарный В.Ф. Учить нельзя калечить? Аккредитация в образовании. 2011; 4 (48): 74-7.

17. Сетко Н.П., Булычева Е. В., Валова А.Я. Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов окружающей среды. Гигиена и санитария. 2018; 97 (3): 234-8.

18. Кучма В.Р., Ткачук Е. А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183-8.

19. Кубасов Р.В., Барачевский Ю.Е, Лупачев В.В. Функциональные изменения гипофизарно-гонадного и тиреоидного эндокринных звеньев в ответ на стрессовые факторы. Фундаментальные исследования. 2014; 10(5): 1010-4.

20. Лужецкий, К.П., Устинова О.Ю., Маклакова О.А. Особенности формирования эндокринных нарушений у детей на территориях с загрязнением атмосферного воздуха веществами, оказывающими воздействие на гормоногенез (бензол, фенол, бенз(а)пирен). Актуальные проблемы безопасности и оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией профессора А.Ю. Поповой. Пермь, 2014: 625-30.

21. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Мамедьяров А.М., Константиниди Т.А., Сергиенко Н.С. Дефицит магния в детской неврологии: что нужно знать педиатру? Вопросы современной педиатрии. 2014; 13(5): 17-25.

22. Малыгина Т.Е. Влияние стрессорных факторов на состояние здоровья людей экстремальных профессий. Современные научные исследования и инновации. 2016; 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72788 (дата обращения: 24.09.2018).

23. Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Сельверова Н.Б. Особенности вегетативной и гормональной реактивности при умственной деятельности у детей и подростков. Физиология человека. 2018; 44(5): 14-21

24. Ракицкая Е.В., Учакина Р.В., Козлов В.К. Синдром вегетативной дисфункции у подростков как интегральный фактор высокого риска сердечнососудистых и эндокринных заболеваний у молодых: патогенетическое обоснование программы профилактики. Якутский медицинский журнал. 2013; 2: 14-8.

25. Демин Д.Б. Зависимость ЭЭГ-характеристик от тиреоидного статуса у подростков Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Экология человека. 2013; 4: 43-8.

26. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности). Физиология человека. 1991; 17(5): 17-27.

27. Лавров Ю.В., Козлова М.Л., Котпелевская И.С. Психосоциальная дезадаптация как проявление соматических заболеваний. Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999; 1(9): 16-8.

28. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Ашина М.В., Жулин Н.В. Динамика распространенности школьно-обусловленных заболеваний у детей и подростков г. Нижнего Новгорода (1980-2015 гг.). Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: Материалы V национального Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Москва, 2016: 24-9.

29. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ануфриева Е.В., Соколова С.Б., Скоблина Н.А., Вирабова А.Р. и др. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2017; 72 (3): 180-94.

30. Меньшиков В.В. Лабораторные методы исследования в клинике. М.: Медицина, 1987: 368.

31. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Москва. Практика; 1998: 459.

32. Жижин К.С. Медицинская статистика. Ростов на Дону. Феникс; 2007:160.


Для цитирования:


Штина И.Е., Валина С.Л., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А., Зенина М.Т. ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО И ТИРЕОИДНОГО СТАТУСА У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Гигиена и санитария. 2019;98(2):183-188. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-183-188

For citation:


Shtina I.E., Valina S.L., Ustinova O.Yu., Eisfeld D.A., Zenina M.T. PECULIARITIES OF AUTONOMOUS AND THYROIDAL STATE IN SCHOOL CHILDREN UNDER DIFFERENT INTENSITY OF EDUCATIONAL PROCESS. Hygiene and Sanitation. 2019;98(2):183-188. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-183-188

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)