Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-5-515-519

Аннотация

Введение. Психологическая готовность выпускников средних медицинских учебных заведений к выполнению их профессиональных обязанностей в России практически не изучена, тогда как в зарубежной литературе этому вопросу посвящено множество исследований. Цель – исследовать психологическую готовность будущих выпускников Санкт-Петербургского Фельдшерского колледжа с начальной целью выявления наблюдаемых статистических закономерностей, в том числе на основе феноменологического подхода.

Материал и методы. Опрошено 54 студента обоего пола, обучающихся в Фельдшерском медицинском колледже по программе среднего специального образования «Медсестринское дело». Все участники заполнили опросники, составленные по тестам, модифицированным на основе феноменологического подхода: тест тревожности по Спилбергеру, тест уровня субъективного контроля по шкале интернальности, феноменологическое интервью по Кораблиной Е.П. Статистическую обработку проводили с применением таблиц сопряжённости с проверкой зависимости/независимости от возрастных диапазонов по критерию согласия χ2 Пирсона. Зависимость между проверяемыми категориями принимали при вероятности ошибки первого рода p, меньшей 0,05. Все вычислительные операции выполнены с помощью статистических приложений к электронным таблицам Exсel-2003. 

Результаты. По всем проверяемым опросникам, модифицированным на основе феноменологического подхода, студенты вечернего отделения обнаружили значимое (p < 0,05) отличие в отношении психологической готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей по сравнению со студентами дневного отделения.

Заключение. Уровень психологической готовности, выявляемый по трём независимым тестам, у обучающихся на вечернем отделении оказался выше, чем у обучающихся на дневном отделении, что означает бóльшую готовность обучающихся на вечернем отделении к профессиональной деятельности после окончания обучения.

Об авторах

Е. П. Кораблина
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Россия


Е. Ю. Стоянова
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Россия


Ринад Султанович Минвалеев
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Россия

Кандидат биол. наук, доцент общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «СПбГУ», 199034, Санкт-Петербург.

e-mail: r.minvaleev@spbu.ru



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ; 1968. 340 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия; 2004. 304 с.

3. Князева O.B. К проблеме формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. МНКО. 2011; 6(1): 86-90.

4. Князева О.В. Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. МНКО. 2012; 6 (37): 300-4.

5. Salmond S., Ropis P.E. Job stress and general well-being: a comparative study of medical-surgical and home care nurses. MedSurg Nurs. 2005; 5: 301-9.

6. Pulido-Martos M, Augusto-Landa JM, Lopez-Zafra E. Sources of stress in nursing students: A systematic review of quantitative studies. Int Nurs Rev. 2012, 59: 15-25.

7. Cowin L.S., Johnson M. From student to graduate: longitudinal changes in the qualities of nurses. J Adv Nurs. 2015; 71(12):2911-22. https://doi.org/10.1111/jan.12763

8. Brammer J. A phenomenographic study of registered nurses’ understanding of their role in student learning-an Australian perspective. Int J Nurs Stud. 2006; 43(8): 963-73. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2005.11.004

9. Labrague L.J. Stress, stressors, and stress responses of student nurses in a government nursing school. Health Sci J. 2014; 7: 424-35.

10. Reeve K.L., Shumaker C.J., Yearwood E.L, et al. Perceived stress and social support in undergraduate nursing students’ educational experiences. Nurse Educ Today. 2013, 33: 419-24.

11. Saber D.A., Anglade D., Schirle L.M. A study examining senior nursing students’ expectations of work and the workforce. J Nurs Manag. 2016; 24(2): E183-91. https://doi.org/10.1111/jonm.12322

12. Bowles C., Candela L. First job experiences of recent RN graduates: improving the work environment. J Nurs Adm. 2005; 35(3):130-7.

13. Кораблина Е.П. Феноменологические методы в психолого-педагогической практике. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010; 128: 15-25.

14. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь; 2005. 208 c.

15. Кораблина Е.П. Феноменологический анализ как качественный метод исследования. Методические рекомендации. СПб: Изд-во РГПУ; 2007. 23 с.

16. Sandberg J. Are phenomenographic results reliable? Higher Education Research and Development. 1997; 16: 203-12.

17. Norman L.D., Donelan K., Buerhaus P.I., Willis G., Williams M., Ulrich B., Dittus R. The older nurse in the workplace: does age matter? Nurs Econ. 2005; 23(6): 282-9.

18. Utriainen K., Kyngäs H. Ageing hospital nurses’ well-being at work: psychometric testing of the Dignityand Respect in Ageing Nurses’ Work Scale. Scand J Caring Sci. 2011; 25(3): 617-24. https://doi.org/10.1111/j.1471-6712.2011.00873.x

19. Apostolidis B.M., Polifroni E.C. Nurse work satisfaction and generational differences. Journal of Nursing Administration. 2006; 11: 506-9.

20. Fitzgerald D.C. Aging, experienced nurses: their value and needs. Contemp Nurse. 2007; 24(2): 237-42.

21. Utriainen K., Kyngäs H., Nikkilä J. A theoretical model of ageing hospital nurses’ well-being at work. J Nurs Manag. 2011; 19(8):1037-46. https://doi.org/10.1111/j.1365-2834.2011.01263.x

22. Cowin L.S., Johnson M. Many paths lead to nursing: factors influencing students’ perceptions of nursing. Int Nurs Rev. 2011; 58(4):413-9. https://doi.org/10.1111/j.1466-7657.2011.00905.x

23. Bönniger С. Supervision für Pflegekräfte: Psychohygiene oder mehr? (1. Teil). Pflege, 1995; 8(1): 37-42

24. Bönniger С. Supervision für Pflegekräfte: Psychohygiene oder mehr? (2. Teil). Pflege, 1995; 8(2): 108-12.

25. Berggren I., Severinsson E. Nurse supervisors’ actions in relation to their decision-making style and ethical approach to clinical supervision. J Adv Nurs. 2003; 41(6):615-22.

26. Manninen K., Henriksson E.W., Scheja M., Silén C. Supervisors’ pedagogical role at a clinical education ward - an ethnographic study. BMC Nurs. 2015; 14:55. https://doi.org/10.1186/s12912-015-0106-6

27. Clark C. S., Pelicci G. An integral nursing education: A stress management and life Balance course. International Journal for Human Caring, 2011; 15: 13-22.

28. Reeve K. L., Shumaker C. J., Yearwood E. L., Crowell N. A., Riley, J. B. Perceived stress and social support in undergraduate nursing students’ educational experiences. Nurse Education Today, 2013; 33: 419-24.

29. Delaney C., Barrere C., Robertson S., Zahourek R., Diaz D., Lachapelle L. Pilot Testing of the NURSE Stress Management Intervention. J Holist Nurs. 2016;34(4): 369-89. https://doi.org/10.1177/0898010115622295


Рецензия

Для цитирования:


Кораблина Е.П., Стоянова Е.Ю., Минвалеев Р.С. Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа. Гигиена и санитария. 2019;98(5):515-519. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-5-515-519

For citation:


Korablina E.P., Stoyanova E.Yu., Minvaleev R.S. Psychological readiness for medical activities in students of the medical college as a psychohygienic factor of nursing. Hygiene and Sanitation. 2019;98(5):515-519. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-5-515-519

Просмотров: 271


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)