Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-5-527-533

Полный текст:

Аннотация

Введение. Изучены особенности воздействия экзаменационного стресса на показатели умственной работоспособности и уровень тревожности студентов вторых-третьих курсов медицинского и педагогического университетов. Материал и методы. Уровни реактивной и личностной тревожности изучали с использованием шкалы Спилбергера-Ханнина, внимание оценивалось с помощью теста Пьерона-Рузера, для изучения уровня умственной работоспособности использовали корректурную пробу Бурдона-Анфимова, тип темперамента определялся с помощью двухфакторной модели экстраверсии и нейротизма с использованием опросника Г. Айзенка. Исследование проводилось в два этапа: в семестровый период и во время экзаменационной сессии. Результаты. Оценка ситуативной тревожности на втором этапе показала статистически значимое увеличение числа студентов с высоким и сверхвысоким уровнем тревожности Изучение особенностей воздействия образовательного процесса высшего учебного заведения на уровень умственной работоспособности обучающихся позволяет утверждать, что современная организация подготовки специалистов в вузе несовершенна, а комплексное воздействие неблагоприятных условий учебной среды и учебной деятельности, в первую очередь, экзаменационного стресса, приводит к снижению уровня адаптации и росту заболеваемости обучающихся. Выводы. Доказано, что повышенные учебные нагрузки и требования к студентам способствуют росту уровня реактивной тревожности, показатели умственной работоспособности в межсессионный период у обучающихся снижаются, соответственно снижается и уровень внимания.

Об авторах

Екатерина Сергеевна Грошева
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Россия


Н. В. Соколова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Россия


О. И. Губина
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» МЗ РФ
Россия


Список литературы

1. Миронов С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания. Автореф. дис. ... канд. мед.наук. Москва, 2014. 25 с

2. Iosif A. Seritan A., Tseng T. The Cost of Education: Medical Student Stress during Clerkships. Medical science educator. 2011. 21 (4):360-366

3. Al Kadri M.F. et al. Exploring factors affecting undergraduate medical students’ study strategies in the clinical years: a qualitative study. Advances in health sciences education: theory and practice. 2011; 16(5): 553-567

4. Льдокова Г.М., А.Н. Панфилов. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности. Концепт. 2013. Спецвыпуск № 01. ART 13503.

5. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Психофизиологические особенности студентов, имеющих различные типы функциональной конституции. Материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни». Воронеж: ВГИФК, 2016: 159-61.

6. Грошева Е.С., Полетаева И.А. Малоподвижный образ жизни как фактор риска повышения заболеваемости учащихся. Новой школе - здоровые дети: Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. (23-25 октября 2014г., г. Воронеж). Воронеж; Москва: Воронежский Государственный Педагогический университет, 2014: 43-46.

7. Cregoet A.Stress and academic performance in dental students: the role of coping strategies and examination-related self-efficacy. Journal of dental education. 2016; 80 (2): 165-172

8. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015: 94 (9): 18-20

9. Jadoon N.A., et al. Anxiety and depression among medical students: A cross-sectional study. The Journal of the Pakistan Medical Association. 2010; 60 (8): 699-702.

10. Qamar K., Khan N.S., Kiani B.M.R. Factors associated with stress among medical students. The Journal of the Pakistan Medical Association. 2015; 65 (7):753-755.

11. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., Попов В.И. и др. Гигиена: словарь-справочник. М: Высшая школа. 2006.400 с.

12. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; (58): 60-63.

13. Ушаков И.Б., Попов В.И., Петрова Т.Н., Есауленко И.Э. Изучение здоровья студентов как результат взаимодействия медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска. Медицина труда и промышленная экология. 2017; (4): 33-36.

14. Баданов А.В. Влияние учебной нагрузки на умственное и физическое состояние студентов. Вестник БГУ. 2011; (13): 12-15.

15. Глазачев О.С. Психосоматическое здоровье студентов-медиков: возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». 2011; (1): 63-78.

16. Reisbig A.M. et al. A study of depression and anxiety, general health, and academic performance in three cohorts of veterinary medical students across the first three semesters of veterinary school. The Journal of Veterinary Medical Education. 2012; 39 (4): 341-358.

17. Vaez M. Health and Quality of Life during Years at University: Studies on their Development and Determinants PhD. Thesis. Karolinska Universitetssjukhuset, Stockholm, 2004.

18. Евдокимов В.И., Попов В.И., Рут А.Н. Проблемы инновационных исследований в гигиене. Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 5-8.

19. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2013; 91(3-2): 130-134.

20. Есауленко И.Э., Попов В.И., Зуйкова А.А., Петрова Т.Н. Концептуальные основы охраны здоровья и повышения качества жизни учащейся молодежи региона. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. 797 с.

21. Корденко А.Н., Ковылова В.И., Попов В.И., Тарасенко П.А. Критические факторы качества жизни подростков. Гигиена и санитария. 2015; 94 (9): 20-21.

22. Романова Е.А., Павлова В.И., Романова А.Н. Динамика умственной работоспособности в течение пятилетнего обучения в вузе. Человек. Спорт. Медицина. 2010; (37): 23-25.

23. Фатеева Н.М. Арефьева А.В. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов. Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. Москва, 2015; 17 (3): 34-38.

24. Cohen S., Williamson G. Perceived stress in a probability sample of the United States. The social psychology of health: 4th Claremont symposium on applied social psychology: Papers. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1988: 31-67

25. Петрова Т.Н., Зуйкова А.А., Попов В.И. Мониторинг здоровья учащейся молодежи с применением современных компьютерных технологий. Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. 2014; (58): 146-152.

26. Попов В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Качество жизни населения и экология. Пенза, 2014: 5-22

27. Толоконникова Е.П., Попов В.И. Оценка ситуативной тревожности студентов при обучении в медицинском вузе. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2009; (5): 61-64.

28. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Опыт организации здоровьесберегающей образовательной среды в вузе. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; (58): 23-29.

29. Кучма В.Р., Ушаков И.Б., Соколова Н.В., Есауленко И.Э., Губина О.И., Попов В.И., Рапопорт И.К. Методы оценки качества жизни школьников. Воронеж: Издательство Истоки, 2006. 112 с.

30. Rosiek A., Rosiek-Kryszewska A., L. Łukasz, Leksowski K. Chronic stress and suicidal thinking among medical students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2016; 13 (2): 212

31. Евдокимов В.И., Губина О.И., Попов В.И. Методика оценки психического здоровья и показатели адаптации студентов ВГМА. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005; 4 (4): 457-460.

32. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: 2007. 688 с: ип. ISBN 5-272-00106-0.

33. Попов В.И., Карпов В.Н., Ушаков И.Б., Жиляев Е.Г., Чубирко М.И., Федоров В.П. Многофакторное планирование и анализ в медико-биологических исследованиях. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000. 68 с.

34. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И., Глазачев О.С., Иванова Л.И. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов. Физиология человека, 2001; 27 (2): 104-111.

35. Руженкова В.В., Руженков В.А., Гомеляк Ю.Н., Боева А.В. Учебный стресс: риск расстройств психического здоровья и формирования суицидального поведения у студентов-медиков первого курса. Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2017; 268 (19): 148-157.

36. Егорова Е.А. Гигиеническая оценка умственной работоспособности студентов медицинского вуза (на основе психологических типов личности). Автореф. дис.. канд. мед.наук. Ростов-на-Дону, 2005. 27 с.

37. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространённость, причины и профилактика. Гигиена и санитария. 2018; 97(5): 456-460.


Для цитирования:


Грошева Е.С., Соколова Н.В., Губина О.И. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Гигиена и санитария. 2019;98(5):527-533. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-5-527-533

For citation:


Grosheva E.S., Sokolova N.V., Gubina O.I. STUDY OF THE EFFECT OF EXAMINATION STRESS ON THE INDICES OF THE MENTAL WORKING CAPACITY OF UNIVERSITY STUDENTS. Hygiene and Sanitation. 2019;98(5):527-533. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-5-527-533

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)