Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕР СНИЖЕНИЯ СВЕРХНОРМАТИВНОГО АКУСТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЖИЛЫЕ ТЕРРИТОРИИ

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-6-671-676

Полный текст:

Аннотация

Введение. Существенными источниками внешнего сверхнормативного уровня шума на территориях жилой застройки являются транспортные источники (автомобильные, железнодорожные, авиационные). Материал и методы. Исследования проведены на территориях вдоль автомобильных и железнодорожных трасс с различной интенсивностью транспортных потоков. Выполнены экспериментальные исследования материалов, применяемых для строительства акустических экранов (АЭ). Исследованы оконные блоки, применяемые для шумозащищённых домов. Осуществлены измерения уровней звукового давления в реверберационной камере. Результаты. Превышение допустимых эквивалентных уровней шума на расстоянии от двух до 7,5 м от проезжей части автотранспорта в дневное время достигает 25-32 дБА. Шум от железнодорожного транспорта на расстоянии 25 м от источника по показателю эквивалентного уровня звука для грузового транспорта составляет 77 дБА, максимального - 83 дБА; для «Сапсанов», «Ласточек», «Аллегро» получены идентичные данные; для пассажирских поездов эквивалентный уровень звука составил 71 дБА, для электропоездов - 66-69 дБА. Превышения нормативов по октавным частотам наиболее часто наблюдались на низких частотах от 31,5 до 500 Гц. Индекс изоляции воздушного шума (дБ) оказался выше у материала из бетона и деревянной щепы. Исследование параметров оконных блоков позволило установить, что все исследованные образцы дают снижение эквивалентного уровня шума более, чем на 20 дБА, но отличаются спектральными характеристиками шумоглушения. Заключение. Транспортные потоки создают на территории городских и сельских поселений сверхнормативные уровни шума. Эффективность существующих мер, направленных на борьбу с шумом транспортных потоков, исчерпана. Акустические экраны в условиях высокоэтажной застройки имеют ограниченную эффективность. Вариантом решения проблемы является строительство шумозащищённых зданий. Их размещение вдоль линейных объектов транспорта должно предусматриваться на стадии планировки кварталов, строительство таких зданий должно осуществляться по специальным проектам. При проектировании и строительстве особое внимание необходимо уделять применяемым оконным блокам и качеству их установки. Оконные блоки целесообразно подбирать на основе частотных характеристик шумоглушения.

Об авторах

Ольга Ивановна Копытенкова
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора
Россия


Т. А. Афанасьева
ФГБОУ ВО Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия


Л. Б. Бурнашов
ФГБОУ ВО Северо-Западный Государственный Медицинский Университет им. И. И. Мечникова
Россия


Е. Б. Кузнецова
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора
Россия


Список литературы

1. Кузнецова Е.Б., Булавина И.Д. Обоснование объёма исследований физических факторов на участке под строительство с точки зрения гигиенического нормирования. Гигиена и санитария. 2017; 96(7): 651-6. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-7-651-656

2. Копытенкова О.И., Леванчук А.В., Курепин Д.Е. Совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга на основе гигиенической оценки акустического воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования химического загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения. Материалы Пленума Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды. Под ред. акад. РАН Ю.А. Рахманина. 2015: 184-6.

3. Кузнецова Е.Б. Санитарно-гигиенические требования к уровням шума в жилых зданиях и на территории жилой застройки. Существующая практика применения. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, 2018; 13 (2): 853-62.

4. Мельцер А.В., Боровков Н.В., Кузнецова Е.Б. Оценка влияния на население повышенных уровней шума по итогам социально-гигиенического мониторинга. Защита населения от повышенного шумового воздействия: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Н.И. Иванова, К.Б. Фридмана. 2015: 27-8.

5. Копытенкова О.И., Леванчук А.В., Курепин Д.Е. Оценка акустического воздействия на основе анализа риска здоровью населения при строительстве и эксплуатации железных дорог. Актуальные вопросы развития инновационной деятельности в новом тысячелетии: XIV Международная научно-практическая конференция. 2015: 29-33.

6. Курепин Д.Е., Копытенкова О.И. Стратегия развития шумозащитных мероприятий в условиях городской застройки. Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2014): тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. 2014: 50-2.

7. Копытенкова О.И. Оценка риска воздействия физических факторов окружающей среды при организации здравоохранения урбанизированной территории. Реформы Здравоохранения Российской Федерации. Современное состояние, перспективы развития: сборник материалов IV ежегодной конференции с международным участием, посвященной памяти д.м.н. профессора, акад. МАНЭБ, з.д.н. РФ Полякова Игоря Васильевича. Под ред. И.М. Акулина, О.В. Мироненко. 2017: 50-2.

8. Титова Т.С., Копытенкова О.И., Курепин Д.Е. Об объективной оценке акустического воздействия. Железнодорожный транспорт. 2017; (5): 75-7.

9. Environmental Noise Guidelines for the European Region. WHO Regional Office for Europe. 2018. 161 p.

10. Barcelo Perez C., Piñeiro R.G. Potential effect caused by urban noise in housewives from Havana City. Revista Cubana de Higiene y Epidemiologia. 2008; 46 (2).

11. Belojevic G., Evans G.W., Paunović K., Jakovljevic B. Traffic noise and executive functioning in urban primary school children: the moderating role of gender. J Environ Psychol. 2012; 32: 337-41.

12. Brink M. Parameters of well-being and subjective health and their relationship with residential traffic noise exposure - a representative evaluation in Switzerland. Environ Int. 2011; 37: 723-33.

13. Christensen J.S., Raaschou-Nielsen O., Tjonneland A., Overvad K., Nordsborg R.B., Ketzel M. et al. Road traffic and railway noise exposures and adiposity in adults: a crosssectional analysis of the Danish Diet, Cancer, and Health Cohort. Environ Health Perspect. 2016; 124 (3): 329-35.

14. Clark C., Crombie R., Head J., van Kamp I., van Kempen E., Stansfeld S.A. Does traffic-related air pollution explain associations of aircraft and road traffic noise exposure on children’s health and cognition? A secondary analysis of the United Kingdom sample from the RANCH project. Am J Epidemiol. 2012; 176: 327-37.

15. Hardoy M.C., Carta M.G., Marci A.R., Carbone F., Cadeddu M., Kovess V. et al. Exposure to aircraft noise and risk of psychiatric disorders: the Elmas survey - aircraft noise and psychiatric disorders. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2005; 40: 24-6.

16. Oftedal B., Krog N.H., Pyko A., Eriksson C., Graff-Iversen S., Haugen M. et al. Road traffic noise and markers of obesity: a population-based study. Tokyo: Institute of Noise Control Engineering of Japan. Environ Res. 2014; 20 (138): 144-53.

17. Roswall N., Hogh V., Envold-Bidstrup P., Raaschou-Nielsen O., Ketzel M., Overvad K et al. Residential exposure to traffic noise and health-related quality of life - a population-based study. PloS One. 2015; 10 (3): e0120199. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0120199

18. Schell L.M. Environmental noise and human prenatal growth. Am J Phys Anthropol. 1981; 56: 63-70.

19. Sörensen M., Andersen Z.J., Nordsborg R.B., Becker T., Tjonneland A., Overvad K. et al. Longterm exposure to road traffic noise and incident diabetes: a cohort study. Environ Health Perspect. 2013; 121: 217-22.

20. Torre G.L., Moscato U., Torre F.L., Ballini P., Marchi S., Ricciardi W. Environmental noise exposure and population health: a cross-sectional study in the Province of Rome. J Public Health (Oxf). 2007; 15: 339-44.

21. Фридман К.Б. , Лим Т.Е., Шусталов С.Н., Леванчук А.В. Концептуальная модель оценки и управления риском для здоровья населения от транспортных загрязнений. Известия Петербургского университета путей сообщения. 2011; (1): 230-7.

22. Афанасьева Т.А., Копытенкова О.И., Машарский Б.Л. Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей шум железнодорожного транспорта. Защита от повышенного шума и вибрации: сборник докладов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Балтийский государственный технический университет «Военмех». 2017: 174-7.

23. Леванчук А.В., Курепин Д.Е Использование геоинформационного метода для решения проблемы воздействия шума транспортных потока на окружающую среду. Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2018): материалы VI Международной научно-практической конференции. 2018: 89-93.

24. Курепин Д.Е., Леванчук А.В. Использование методологии оценки риска здоровью в практике регламентирования акустического воздействия. Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. А.Ю. Поповой. 2017: 215-18.

25. Курепин Д.Е. Использование методики оценки риска здоровью населения для обеспечения акустической безопасности территорий в зоне транспортировки полезных ископаемых. Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2-х томах. Под ред. А.Ю. Поповой, Н.В. Зайцевой. 2016: 293-8.

26. Ватулина Е.Я., Леванчук А.В., Леванчук Л.А., Курепин Д.Е. Графическое представление результатов исследования экологической нагрузки на урбанизированную территорию при воздействии транспортных потоков. Интернет-журнал Науковедение. 2016; 8; 2 (33): 100.

27. Курепин Д.Е., Леванчук А.В., Киселев А.В., Федоров В.Н., Зибарев Е.В. Методические подходы к оценке риска сверхнормативного акустического воздействия при строительстве и эксплуатации железных дорог. Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015: 43-6.

28. Клепиков О.В., Самойлов А.С., Ушаков И.Б., Попов В.И., Куролап С.А. Комплексная оценка состояния окружающей среды промышленного города. Гигиена и санитария. 2018; 97 (8): 686-92.

29. Кузнецова Е.Б., Булавина И.Д. Особенности мониторинга инфразвукового загрязнения селитебных территорий, прилегающих к транспортным магистралям. Гигиена и санитария. 2018; 97(12): 1141-5. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-12-1141-1145

30. Крийт В.Е., Сладкова Ю.Н., Смирнов В.В. Двухуровневые автомобильные мосты как особый источник шумового воздействия на жилую застройку на примере канонерского острова Санкт-Петербурга. Гигиена и санитария. 2018; 97(12): 1162-5. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-12-1162-1165

31. Май И.В., Кошурников Д.Н., Галкина О.А. Пространственно-временной анализ риска для здоровья населения при воздействии городского шума (на примере г. Перми). Гигиена и санитария. 2017; 96(1): 35-9. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-1-35-39.


Для цитирования:


Копытенкова О.И., Афанасьева Т.А., Бурнашов Л.Б., Кузнецова Е.Б. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕР СНИЖЕНИЯ СВЕРХНОРМАТИВНОГО АКУСТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЖИЛЫЕ ТЕРРИТОРИИ. Гигиена и санитария. 2019;98(6):671-676. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-6-671-676

For citation:


Kopytenkova O.I., Afanaseva T.A., Burnashov L.B., Kuznetsova E.B. HYGIENIC ASSESSMENT OF INTERVENTIONS FOR REDUCING EXCESSIVE ACOUSTIC IMPACT ON RESIDENTIAL AREAS. Hygiene and Sanitation. 2019;98(6):671-676. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-6-671-676

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)