Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Оценка эффективности остеопатической коррекции функционального состояния организма студентов при повышенных психоэмоциональных нагрузках

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-8-863-869

Полный текст:

Аннотация

Введение. Социальные перемены, происходящие в стране на протяжении последних 25 лет, негативным образом повлияли на состояние здоровья граждан, преимущественно подрастающего поколения. Это выражается в росте морфофункциональных отклонений, общей заболеваемости подростков, ухудшении психосоматического здоровья молодёжи в результате высокого компенсаторно-приспособительного напряжения вплоть до нервных срывов.

Цель – оценить эффективность коррекции функционального состояния организма студентов посредством остеопатического воздействия при повышенных психоэмоциональных нагрузках в период экзаменационной сессии.

Материал и методы. В качестве испытуемых выступили 15 практически здоровых студенток педагогического вуза в возрасте 22,4 ± 0,7 года, находящихся в условиях повышенного психоэмоционального напряжения в период экзаменационной сессии. Оценивались изменения показателей остеопатического статуса и функционального состояния центральной нервной системы студенток непосредственно до остеопатической коррекции, сразу после воздействия, а также через 3 нед после него.

Результаты. Установлено, что остеопатическая коррекция способствовала существенному улучшению у студенток: значений показателей функциональной подвижности нервных процессов в коре головного мозга; психического состояния по нозологическим и синдромологическим шкалам; показателей остеопатического статуса.

Заключение. Однократная остеопатическая коррекция приводит к оптимизации психического статуса, подвижности и уравновешенности нервных процессов, а также к уменьшению процессов возбуждения в коре головного мозга как сразу после воздействия, так и через 3 нед после его проведения. Отмечено также улучшение внимания и памяти у студенток через 3 нед после воздействия, а сразу после проведения коррекции – снижение у них показателя тревожности и общего функционального статуса. Результаты исследования выявили необходимость проведения дальнейших исследований по разработке режимов коррекции с целью внедрения её в образовательный процесс.

Об авторах

И. А. Егорова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» ; Общество с ограниченной ответственностью «Институт остеопатической медицины имени В.Л. Андрианова»
Россия


А. Д. Бучнов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» ; Общество с ограниченной ответственностью «Институт остеопатической медицины имени В.Л. Андрианова»
Россия


Леонид Геннадьевич Буйнов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой медико-валеологических дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 191186, Санкт-Петербург.

e-mail: buynoff@yandex.ru



Н. Н. Плахов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Россия


В. И. Усачёв
Общество с ограниченной ответственностью «Институт остеопатической медицины имени В.Л. Андрианова»
Россия


Е. С. Михайлова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» ; Общество с ограниченной ответственностью «Институт остеопатической медицины имени В.Л. Андрианова»
Россия


Л. А. Сорокина
Общество с ограниченной ответственностью «Институт остеопатической медицины имени В.Л. Андрианова»
Россия


Список литературы

1. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения. Гигиена и санитария. 2006; 1: 72-4.

2. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов. Гигиена и санитария. 2008; 1: 60-3.

3. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 1: 5-8.

4. Костанова Н.А., Нордгеймер Ю.Р. Психофизиологический подход к изучению гендера. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2006; 2: 59-62.

5. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А., Прусов П.К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков. Гигиена и санитария. 2002; 3: 52-5.

6. Хватова М.В., Юрьева Т.В. Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор психосоматического здоровья студентов. Валеология. 2003; 2: 39-43.

7. Остеопатия в разделах. Часть 1. Руководство для врачей. Под ред. И.А. Егоровой, А.Е. Червотока, 2-е изд., доп. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2016. 160 с.

8. Остеопатия в разделах. Часть II. Методики остеопатической диагностики и коррекции дисфункций позвоночника, крестца, таза, верхней и нижней конечности: руководство для врачей. Под ред. И.А. Егоровой, А.Е. Червотока. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2010. 200 с.

9. Frymann V.M. Legacy of Osteopathy to Children. JAOA; 1998. 360 p.

10. Sutherland W.G. Osteopathie dans le champ cranien. Paris.: Ed. Sully; 2002. 333 p.

11. Усачёв В.И., Артёмов В.Г., Кононов А.Ф. Способ оценки функционального состояния человека (ИДС). Патент на изобретение № 2380035 от 27.01.2010.

12. Егорова И.А., Бучнов А.Д., Усачёв В.И., Мартынов С.А. Эффективность остеопатического лечения при длительном эмоциональном и нервно-мышечном напряжении. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 23-38.

13. Кац А.В., Матвиенко В.В., Бучнов А.Д. Остеопатическая оценка и коррекция соматических дисфункций у студентов колледжа, находящихся в состоянии выраженного психоэмоционального напряжения. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 118-21.

14. Михайлова Е.С., Егорова И.А., Бучнов А.Д. Взаимосвязь остеопатического статуса и функционального состояния организма школьников до и после остеопатического лечения. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 205-16.

15. Чичикина Д.Е., Егорова И.А., Бучнов А.Д. Эффективность остеопатического лечения школьников с низким уровнем успешности обучения. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 300-4.

16. Алексеева Е.Е., Сергеева И.А. Анализ причин эмоционального выгорания у будущих педагогов-психологов. Материалы международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». 2004: 307-8.

17. Алексеева Е.Е. Изучение эмоциональной устойчивости у студентов педагогических и психологических специальностей. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.; 2012: 114-22.

18. Яковлев Б.П. Оптимизация влияния психической нагрузки на здоровье учащихся в условиях учебной деятельности. В кн.: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск; 2008: 330-3.

19. Талалайкина Е.В., Орехова И.Л. Педагогическая профилактика эмоционального выгорания студентов-первокурсников педагогического вуза. В кн.: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск; 2009: 139-42.

20. Трифонова Е.А. Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпирические исследования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; 145: 96-108.

21. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 104-8.


Для цитирования:


Егорова И.А., Бучнов А.Д., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н., Усачёв В.И., Михайлова Е.С., Сорокина Л.А. Оценка эффективности остеопатической коррекции функционального состояния организма студентов при повышенных психоэмоциональных нагрузках. Гигиена и санитария. 2019;98(8):863-869. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-8-863-869

For citation:


Egorova I.A., Buchnov A.D., Buynov L.G., Plakhov N.N., Usachev V.I., Mikhailova E.S., Sorokina L.A. Estimation of efficiency of osteopathic correction of functional state of student organism under increased psycho-emotional loads. Hygiene and Sanitation. 2019;98(8):863-869. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-8-863-869

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)