Оценка эффективности остеопатической коррекции функционального состояния организма студентов при повышенных психоэмоциональных нагрузках
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-8-863-869
Аннотация
Введение. Социальные перемены, происходящие в стране на протяжении последних 25 лет, негативным образом повлияли на состояние здоровья граждан, преимущественно подрастающего поколения. Это выражается в росте морфофункциональных отклонений, общей заболеваемости подростков, ухудшении психосоматического здоровья молодёжи в результате высокого компенсаторно-приспособительного напряжения вплоть до нервных срывов.
Цель – оценить эффективность коррекции функционального состояния организма студентов посредством остеопатического воздействия при повышенных психоэмоциональных нагрузках в период экзаменационной сессии.
Материал и методы. В качестве испытуемых выступили 15 практически здоровых студенток педагогического вуза в возрасте 22,4 ± 0,7 года, находящихся в условиях повышенного психоэмоционального напряжения в период экзаменационной сессии. Оценивались изменения показателей остеопатического статуса и функционального состояния центральной нервной системы студенток непосредственно до остеопатической коррекции, сразу после воздействия, а также через 3 нед после него.
Результаты. Установлено, что остеопатическая коррекция способствовала существенному улучшению у студенток: значений показателей функциональной подвижности нервных процессов в коре головного мозга; психического состояния по нозологическим и синдромологическим шкалам; показателей остеопатического статуса.
Заключение. Однократная остеопатическая коррекция приводит к оптимизации психического статуса, подвижности и уравновешенности нервных процессов, а также к уменьшению процессов возбуждения в коре головного мозга как сразу после воздействия, так и через 3 нед после его проведения. Отмечено также улучшение внимания и памяти у студенток через 3 нед после воздействия, а сразу после проведения коррекции – снижение у них показателя тревожности и общего функционального статуса. Результаты исследования выявили необходимость проведения дальнейших исследований по разработке режимов коррекции с целью внедрения её в образовательный процесс.
Об авторах
И. А. ЕгороваРоссия
А. Д. Бучнов
Россия
Леонид Геннадьевич Буйнов
Россия
Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой медико-валеологических дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 191186, Санкт-Петербург.
e-mail: buynoff@yandex.ru
Н. Н. Плахов
Россия
В. И. Усачёв
Россия
Е. С. Михайлова
Россия
Л. А. Сорокина
Россия
Список литературы
1. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения. Гигиена и санитария. 2006; 1: 72-4.
2. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов. Гигиена и санитария. 2008; 1: 60-3.
3. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 1: 5-8.
4. Костанова Н.А., Нордгеймер Ю.Р. Психофизиологический подход к изучению гендера. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2006; 2: 59-62.
5. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А., Прусов П.К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков. Гигиена и санитария. 2002; 3: 52-5.
6. Хватова М.В., Юрьева Т.В. Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор психосоматического здоровья студентов. Валеология. 2003; 2: 39-43.
7. Остеопатия в разделах. Часть 1. Руководство для врачей. Под ред. И.А. Егоровой, А.Е. Червотока, 2-е изд., доп. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2016. 160 с.
8. Остеопатия в разделах. Часть II. Методики остеопатической диагностики и коррекции дисфункций позвоночника, крестца, таза, верхней и нижней конечности: руководство для врачей. Под ред. И.А. Егоровой, А.Е. Червотока. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2010. 200 с.
9. Frymann V.M. Legacy of Osteopathy to Children. JAOA; 1998. 360 p.
10. Sutherland W.G. Osteopathie dans le champ cranien. Paris.: Ed. Sully; 2002. 333 p.
11. Усачёв В.И., Артёмов В.Г., Кононов А.Ф. Способ оценки функционального состояния человека (ИДС). Патент на изобретение № 2380035 от 27.01.2010.
12. Егорова И.А., Бучнов А.Д., Усачёв В.И., Мартынов С.А. Эффективность остеопатического лечения при длительном эмоциональном и нервно-мышечном напряжении. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 23-38.
13. Кац А.В., Матвиенко В.В., Бучнов А.Д. Остеопатическая оценка и коррекция соматических дисфункций у студентов колледжа, находящихся в состоянии выраженного психоэмоционального напряжения. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 118-21.
14. Михайлова Е.С., Егорова И.А., Бучнов А.Д. Взаимосвязь остеопатического статуса и функционального состояния организма школьников до и после остеопатического лечения. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 205-16.
15. Чичикина Д.Е., Егорова И.А., Бучнов А.Д. Эффективность остеопатического лечения школьников с низким уровнем успешности обучения. Труды Института Остеопатической медицины им. В.Л. Андрианова. СПб.: Издательский дом СПб МАПО; 2015: 300-4.
16. Алексеева Е.Е., Сергеева И.А. Анализ причин эмоционального выгорания у будущих педагогов-психологов. Материалы международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». 2004: 307-8.
17. Алексеева Е.Е. Изучение эмоциональной устойчивости у студентов педагогических и психологических специальностей. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.; 2012: 114-22.
18. Яковлев Б.П. Оптимизация влияния психической нагрузки на здоровье учащихся в условиях учебной деятельности. В кн.: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск; 2008: 330-3.
19. Талалайкина Е.В., Орехова И.Л. Педагогическая профилактика эмоционального выгорания студентов-первокурсников педагогического вуза. В кн.: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск; 2009: 139-42.
20. Трифонова Е.А. Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпирические исследования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; 145: 96-108.
21. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 104-8.
Рецензия
Для цитирования:
Егорова И.А., Бучнов А.Д., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н., Усачёв В.И., Михайлова Е.С., Сорокина Л.А. Оценка эффективности остеопатической коррекции функционального состояния организма студентов при повышенных психоэмоциональных нагрузках. Гигиена и санитария. 2019;98(8):863-869. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-8-863-869
For citation:
Egorova I.A., Buchnov A.D., Buynov L.G., Plakhov N.N., Usachev V.I., Mikhailova E.S., Sorokina L.A. Estimation of efficiency of osteopathic correction of functional state of student organism under increased psycho-emotional loads. Hygiene and Sanitation. 2019;98(8):863-869. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-8-863-869