Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Анализ фактического питания школьников в разные возрастные периоды

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-4-342-348

EDN: vldiqq

Аннотация

Введение. Здоровое сбалансированное питание обеспечивает ребёнку алиментарную защиту от неблагоприятных факторов внешней среды, способствует профилактике болезней. Отсутствие преемственности в питании в школе и дома формирует дефицит поступления с рационами питания нутриентов, необходимых для растущего организма.

Цель исследования — изучить фактическое питание группы школьников в разные возрастные периоды (в динамике с десятилетним интервалом).

Материалы и методы. Фактическое питание группы школьников в динамике в 2009 и 2019 гг. Выборку составили 150 детей в возрасте 7 лет и те же дети в возрасте 17 лет (124 ребёнка). Фактическое питание изучалось по меню-раскладкам (в школе) и методом двадцатичетырёхчасового (суточного) воспроизведения питания (в домашних условиях).

Результаты. С возрастом отмечается более выраженный дисбаланс в поступлении основных нутриентов с рационом, связанный с избыточным потреблением жиров (7–25%), недостатком углеводов, дефицитом пищевых волокон (15–20%), ряда минеральных веществ (кальция, магния, железа) и витаминов (С, В1, В2, А, РР). Среднесуточные рационы питания не сбалансированы, нерациональность структуры наборов пищевых продуктов питания детей увеличивается пропорционально возрасту. Независимо от периода проведения исследования рационы питания дефицитны по уровню потребления молока, рыбы, овощей и фруктов, избыточны по уровню потребления продуктов с высокой энергетической ценностью. В динамике снижается процент детей с рекомендуемым уровнем потребления птицы в 4,3 раза, рыбы — в 3,8 раза, молока — в 3 раза, кисломолочных продуктов — в 2,6 раза, творога и сметаны — в 2 раза, масла сливочного и растительного — в 15,4 и 6,8 раза  соответственно.

Ограничения исследования. Данное исследование лимитировано выборкой группы школьников в динамике с десятилетним интервалом (с 1-го по 11-й класс).

Заключение. Стойкие многолетние нарушения принципов здорового сбалансированного питания создают вероятный риск развития у детей в дальнейшем болезней, обусловленных алиментарным фактором, а также могут быть предикторами развития патологических состояний и болезней в половозрелом возрасте.

Соблюдение этических стандартов. Заключения Комитета по биомедицинской этике (Этического комитета) НИИ КПГПЗ по этической экспертизе исследовательских проектов, объектом которых является человек, Новокузнецк (протокол № 2 от 18 ноября 2019 г., § 1; протокол № 6 от 23 ноября 2023 г., § 1).

Участие авторов:
Тапешкина Н.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста;
Логунова Т.Д. — редактирование текста;
Корсакова Т.Г. — сбор материала и обработка данных;
Пестерева Д.В. — сбор материала и обработка данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность
за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 30.01.2024 / Поступила после доработки: 27.03.2024 / Принята к печати: 09.04.2024 / Опубликована: 08.05.2024

Об авторах

Наталья Васильевна Тапешкина
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»; Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей — филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, доцент, вед. науч. сотр. лаб. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия; профессор каф. гигиены, эпидемиологии и здорового образа жизни Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей — филиала ФГБОУ ДПО «РМАНПО» МЗ РФ, 654005, Новокузнецк, Россия

e-mail: natasha72.03.24@mail.ru



Татьяна Дмитриевна Логунова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»
Россия

Ст. науч. сотр. научно-организационного и учебного отдела ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия

e-mail: logunovatd@gmail.com



Татьяна Георгиевна Корсакова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»
Россия

Канд. биол. наук, вед. науч. сотр. лаб. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия

e-mail: ecologia_nie@mail.ru



Дина Викторовна Пестерева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»
Россия

Ст. науч. сотр. лаб. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия

e-mail: ecologia_nie@mail.ru



Список литературы

1. Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; 6(2): 4–13. https://elibrary.ru/xycabf

2. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения. Фундаментальная и клиническая медицина. 2019; 4(2): 120–8. https://doi.org/10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128 https://elibrary.ru/xfubcd

3. Максимов С.А., Карамнова Н.С., Шальнова С.А., Баланова Ю.А., Деев А.Д., Евстифеева С.Е. и др. Эмпирические модели питания в российской популяции и факторы риска хронических неинфекционных заболеваний (исследование ЭССЕ-РФ). Вопросы питания. 2019; 88(6): 22–33. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2019-10061 https://elibrary.ru/fcmcff

4. Мажаева Т.В. Анализ изменений пищевых предпочтений и заболеваний (состояний), связанных с питанием, у населения Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (9): 19–25. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-330-9-19-25 https://elibrary.ru/rmxxua

5. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьева Ю.В., Плацколдобенко А.Н., Летучая Т.А., Салдан И.П. и др. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края. Профилактическая медицина. 2018; 21(6): 63–7. https://doi.org/10.17116/profmed20182106163 https://elibrary.ru/vtgnqy

6. Шайхутдинов Б.И., Храмешин Р.А., Попова А.Р., Шашерина Я.В., Чупрова В.В. Правильное питание – залог здоровья школьников. Вопросы науки и образования. 2018; (7): 267–71. https://elibrary.ru/xpidrz

7. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Ларионова А.В., Малащенкова А.В. и др. Формирование знаний обучающихся в области здорового питания. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(4): 221–4. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21(4)-221-224 https://elibrary.ru/vmmeiw

8. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М., Лебедева А.М., Занковский С.С., Булгакова Л.И. и др. Организация питания детей и подростков на региональном уровне. Вопросы питания. 2018; 87(6): 48–56. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10066 https://elibrary.ru/snkrlf

9. Валина С.Л., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Изучение особенностей питания учащихся младшего школьного возраста при наличии альтернативного меню. Гигиена и санитария. 2019; 98(11): 1272–8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-11-1272-1278 https://elibrary.ru/oodzed

10. Тятенкова Н.Н., Аминова О.С. Оценка фактического питания учащихся старших классов. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (4): 24–9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-24-29 https://elibrary.ru/qjrtjx

11. Викторова Е.П., Лисовая Е.В., Свердличенко А.В., Воротынцев Д.А., Бардиж Д.Р. Исследование соответствия фактического потребления школьниками продуктов питания рекомендуемым нормам потребления. Новые технологии. 2021; 17(4): 24–32. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-4-24-32 https://elibrary.ru/eilwvv

12. Цукарева Е.А., Авчинникова Д.А. Сравнительная характеристика фактического питания младших школьников с различными показателями пищевого статуса. Гигиена и санитария. 2021; 100(5): 512–8. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-5-512-518 https://elibrary.ru/mhihqt

13. Потапкина Е.П., Мажаева Т.В., Носова И.А., Козубская В.И., Синицына С.В., Дубенко С.Э. Система управления рисками в организации питания детей в муниципальных образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(9): 59–66. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-9-59-66 https://elibrary.ru/xueqmn

14. Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка домашнего питания современных школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(8): 31–6. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36 https://elibrary.ru/ojfowg

15. Чайченко Т.В., Гончарь М.А., Чумаченко Т.А., Клименко В.А. Субъективные представления об ожирении и объективные нутриционные причины формирования избытка веса у школьников Харьковского региона. Охрана здоровья детей и подростков. 2019; (1): 85–7.

16. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Боева В.С. Альбом порций продуктов и блюд. М.; 1995.

17. Зайцева Н.В., Лир Д.Н. Мониторинг питания в общеобразовательных организациях. Вопросы питания. 2022; 91(5): 56–64. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2022-91-5-56-64 https://elibrary.ru/dxbpvt

18. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Яновская Г.В., Новикова И.И. Гигиеническая оценка организации питания школьников в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(2): 7–12. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12 https://elibrary.ru/aahrhc

19. Шарманов Т.Ш., Салханова А.Б., Датхабаева Г.К. Сравнительная характеристика фактического питания детей в возрасте 9–10 лет. Вопросы питания. 2018; 87(6): 28–41. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10064 https://elibrary.ru/yrwxfr

20. Погожева А.В., Смирнова Е.А. К здоровью нации через многоуровневые образовательные программы для населения в области оптимального питания. Вопросы питания. 2020; 89(4): 262–72. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2020-10060 https://elibrary.ru/mpogej

21. Романенко С.П., Шепелева О.А., Сорокина А.В., Шевкун И.Г., Новикова И.И. Оценка знаний, формирующих у школьников осознанную потребность в здоровом питании как основном элементе здорового образа жизни. Science for Education Today. 2023; 13(1): 135–58. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2301.07 https://elibrary.ru/qlzmnl

22. Горелова Ж.Ю., Зарецкая А.Р., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А. К вопросу о повышении информированности обучающихся в вопросах здорового питания с использованием современных информационных технологий (аналитический обзор). Медицинский алфавит. 2022; (16): 40–3. https://doi.org/10.336678/2078-5631-2022-16-40-43 https://elibrary.ru/glvoft


Рецензия

Для цитирования:


Тапешкина Н.В., Логунова Т.Д., Корсакова Т.Г., Пестерева Д.В. Анализ фактического питания школьников в разные возрастные периоды. Гигиена и санитария. 2024;103(4):342-348. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-4-342-348. EDN: vldiqq

For citation:


Tapeshkina N.V., Logunova T.D., Korsakova T.G., Pestereva D.V. Analysis of actual nutrition of schoolchildren at different age periods. Hygiene and Sanitation. 2024;103(4):342-348. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-4-342-348. EDN: vldiqq

Просмотров: 444


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)