Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Методические аспекты оценки потенциального ущерба здоровью школьников

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-10-1124-1128

Полный текст:

Аннотация

Введение. Школьные болезни сохраняют массовый характер и имеют негативную динамику за период обучения от младших к старшим классам. 

Цель работы – совершенствование методологических подходов к оценке потенциальных ущербов здоровью школьников.

Материал и методы. Обследованы 523 школьника общеобразовательных учреждений Тульской области. Дети распределены на три группы с выраженной (123 человека), средней (187 человек) и оптимальной интенсивностью факторов школьной среды (213 человек). Для оценки ущерба для здоровья использованы показатели заболеваемости по обращаемости, данные профилактических медицинских осмотров, характеристики физического развития. Факторы школьной среды изучены по результатам инструментального контроля освещённости, микроклимата. Проведена оценка санитарно-эпидемиологического благополучия обследованных общеобразовательных учреждений.

Результаты. Среди детских организаций в стране преобладают объекты со средним и значительным уровнем потенциального риска причинённого вреда здоровью. Основу существующей риск-ориентированной модели государственного контроля (надзора) составляют класс опасности, тяжесть последствий для здоровья населения, подвергающегося воздействию. Предложен инновационный подход к гигиенической оценке санитарно-эпидемиологического благополучия, учитывающий влияние комплекса факторов внутришкольной среды, критические возрастные периоды созревания детского организма, риски здоровью детей. Отличительной чертой применённого подхода является оценка школьных факторов в сочетании с состоянием здоровья учащихся. Предложенный метод ориентирован на уровень здоровья и факторы потенциального риска. Результаты выполненных экспериментальных исследований позволили объективно оценить санитарно-эпидемиологическое состояние образовательной среды. Установлено, что у обследованных детей преобладали нарушения осанки и зрения, заболевания нервной системы, алиментарнозависимые заболевания и др. Наибольший потенциальный риск для здоровья обусловлен влиянием факторов образовательной среды и учебного процесса, образа жизни.

Заключение. Объективным отражением санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений является характеристика потенциального ущерба здоровью школьников. Использование предложенного методического подхода позволит решать комплексные задачи в системе «среда-здоровье»: выявлять ведущие нарушения здоровья и потенциальные факторы риска; формировать риск-ориентированные программы по охране здоровья детей и подростков.

Об авторах

И. И. Новикова
Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Ю. В. Ерофеев
Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


А. В. Денисов
Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Инна Владимировна Мыльникова
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия

Кандидат мед. наук, старший научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Иркутская область, Ангарск.

e-mail: medecolab@inbox.ru



Список литературы

1. Лучанинова В.Н., Цветкова М.М., Веремчук Л.В., Крукович Е.В., Мостовая И.Д. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, влияющие на его формирование. Гигиена и санитария. 2017; 96(6): 561-8. https://doi.org/https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-6-561-568

2. WHO Situation of child and adolescent health in Europe. Copenhagen: World Health Organization, 2018. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/381139/situation-child-adolescent-health-eng.pdf

3. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряжённости учебно-воспитательного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; 1 : 66-83. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.08

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96 (10): 990-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

5. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К., Железнякова А.В., Исаков М.А. Сахарный диабет в Российской Федерации: распространённость, заболеваемость, смертность, параметры углеводного обмена и структура сахароснижающей терапии по данным федерального регистра сахарного диабета, статус 2017 г. Сахарный диабет. 2018; 21 (3): 144-59. https://doi.org/10.14341/DM9686

6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 9(4): 698-705. https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698

7. Dolgin E. The myopia boom. Nature. 2015; 519: 276-8. https://doi.org/10.1038/519276a PMID: 25788077.

8. World Health Organisation. Adolescents: health risks and solutions. WHO; 2016. Available from: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs345/en/

9. Patel A., Bharani A., Sharma M., Bhagwat A., Ganguli N., Chouhan D.S. Prevalence of hypertension and prehypertension in schoolchildren from Central India. Ann Pediatr Cardiol. 2019; 12 (2): 90-6. https://doi.org/10.4103/apc.APC_13_18

10. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2015; 1: 97-104.

11. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Вятлева О.А., Курганский А.М. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера). Гигиена и санитария. 2013; 1: 22-6.

12. Халикова С.С. Использование интернет-технологий в учебном процессе старшеклассников. Современные научные исследования и разработки. 2017; 1 (9): 492-6.

13. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. Impact of videogame play on the brain’s microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses. Mol Psychiatry. 2016: [Electronic resource]. Access mode: http://www.nature.com/mp/journal/vaop/ncurrent//full/mp2015193a.html (date of access: 27.06.2016);

14. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano M., Sassa Y., Yokota S. et al. Impact of television viewing on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses. Cereb Cortex. 2015; 25 (5): 1188-97.

15. Максимов А.С., Мануйлова Л.М. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018; 1 (31): 94-100

16. Marino C., Vieno A., Lenzi M., Borraccino A., Lazzeri G., Lemma P. Computer Use, Sleep Difficulties, and Psychological Symptoms Among School-Aged Children: The Mediating Role of Sleep Difficulties. Int J School Health. 2017; 4 (1): e32921. https://doi.org/10.17795/intjsh-32921

17. Kaess M., Durkee T., Brunner R. et al. Pathological Internet use among European adolescents: psychopathology and self-destructive behaviours. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2014; 23: 1093. https://doi.org/10.1007/s00787-014-0562-7

18. Vigna-Taglianti F., Brambilla R., Priotto B. et al. Problematic internet use among high school students: prevalence, associated factors and gender differences. Psychiatry Res. 2017; 257: 163-71. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2017.07.039

19. Takahashi M., Adachi M., Nishimura T. et al. Prevalence of pathological and maladaptive Internet use and the association with depression and health-related quality of life in Japanese elementary and junior high school-aged children. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2018; 53: 1349. https://doi.org/10.1007/s00127-018-1605-z

20. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 7 (292): 41-3.

21. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И. и др. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 172-7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177

22. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey [Internet]. Available at: http://www.euro.who.int/ru

23. Солодков А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013; 3 (97): 163-71.

24. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. О влиянии факторов окружающей среды и образа жизни на формирование синдрома вегетативной дисфункции у школьников. Гигиена и санитария. 2019; 1: 76-81.

25. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка риска для здоровья подростков в зависимости от факторов окружающей среды и образа жизни. Казанский медицинский журнал. 2016; 5: 771-7. https://doi.org/10.17750/KMJ2016-771

26. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Звездина И.В. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014; 63 (4): 110-5.

27. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. Методический подход к гигиенической оценке школьной образовательной среды. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 2: 4-10.

28. Рапопорт И.К., Сергеева А.А., Чубаровский В.В. Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья учащихся младших классов сельских школ. Гигиена и санитария. 2012; 1: 53-7.

29. Ткачук Е.А., Мыльникова И.В., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряжённости учебного труда школьников. Экология человека. 2014; 6: 20-4.

30. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 3 (300): 15-7.


Для цитирования:


Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Денисов А.В., Мыльникова И.В. Методические аспекты оценки потенциального ущерба здоровью школьников. Гигиена и санитария. 2019;98(10):1124-1128. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-10-1124-1128

For citation:


Novikova I.I., Erofeev Yu.V., Denisov A.V., Myl’nikova I.V. Methodological aspects of assessment of potential damage to schoolchildren’s health. Hygiene and Sanitation. 2019;98(10):1124-1128. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-10-1124-1128

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)