Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Оценка напряжённости учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-10-1129-1134

Полный текст:

Аннотация

Введение. Изменения в системе образования оказывают значительное влияние на здоровье современных школьников.

Цель – изучить зависимость адаптационного потенциала школьников, обучающихся в школах различного типа, от напряжённости учебного труда.

Материалы и методы. Проведено изучение по методике Р.М. Баевского адаптационных возможностей организма детей 7–17 лет в условиях различной напряжённости учебного труда. В школах традиционного типа обследованы 472, профильного – 482 человека. Статистическую значимость различий количественных признаков оценивали по t-критерию Стьюдента, качественных – критерию χ2. Оценку зависимости между двумя переменными проводили с применением коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты. При обучении в учреждениях профильного типа напряжённость учебного труда составляет 3,6–3,8 балла и оценивается как «напряжённая» у 52 ± 2,4% обучающихся, «очень напряжённая» – у 48 ± 2,4%. При традиционном обучении напряжённость учебного труда находится в пределах 1,6–3,5 балла и оценивается у большинства обучающихся как «допустимая», у 7,9 ± 1,4% – как «напряжённая». У обучающихся по программам с профильным изучением предметов наиболее чувствительным индикатором является интеллектуальная нагрузка. В школах профильного типа учащиеся в состоянии функционального напряжения в младших классах встречаются в 1,8 раза (р < 0,002), в средних – в 2,2 раза (р < 0,001) чаще, чем в школах традиционного типа. Однако в старших классах удельный вес детей с состоянием функционального напряжения имеет близкие значения при профильном и традиционном обучении (22–27%). Выявлена высокая прямая корреляционная связь между величинами адаптационного потенциала и интеллектуальных нагрузок.

Заключение. Проведённые исследования позволили выявить критерии учебных нагрузок, требующие пересмотра их объёма в учебной программе профильных школ. Доказано негативное влияние школьных нагрузок на адаптивные возможности растущего организма при занятиях по профильным программам.

Об авторах

Е. А. Ткачук
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Н. В. Ефимова
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Инна Владимировна Мыльникова
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия

Кандидат мед. наук, старший научный сотрудник лаборатории экологогигиенических исследований ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск.

e-mail: medecolab@inbox.ru



Список литературы

1. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и др. Риск-ориентированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряжённости учебно-воспитательного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; 1: 66-83. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.08

2. Чепрасов В.В., Рапопорт И.К., Соколова С.Б. Распространенность факторов риска здоровья школьников 5-х, 9-х, 11-х классов в г. Ростове-на-Дону. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 2: 4-12.

3. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (4): 9-12.

4. Arenson M., Hudson P.J., Lee N., Lai B. The Evidence on School-Based Health Centers: A Review. Glob Pediatr Health. 2019; 6: 2333794X19828745. https://doi.org/10.1177/2333794X19828745

5. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболевания. М.: Медицина; 1997. 236 с.

6. Катульская О.Ю., Ефимова Н.В., Катульский Ю.Н. Комплексная оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы детей промышленного города. Гигиена и санитария. 2008; 6: 56-9.

7. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения. Сибирский педагогический журнал. 2012; 9: 11-6.

8. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И. и др. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 172-7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177

9. Snelling A.M., Belson S.I., Watts E., George S., Van Dyke H., Malloy E. et al. Translating school health research to policy. School outcomes related to the health environment and changes in mathematics achievement. Appetite. 2015; 93: 91-5. https://doi.org/10.1016/j.appet.2015.06.001

10. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; 8: 32-7.

11. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 4-11.

12. Naude M., Meier C. Elements of the physical learning environment that impact on the teaching and learning in South African Grade 1 classrooms. S Afr J Educ. 2019; 39 (1): 1342. https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1342

13. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Соколова С.Б. и др. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях. Модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.; 2016. 616 с.

14. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Современные подходы к оценке напряженности учебного процесса в образовательных учреждениях различного типа. Оренбургский медицинский вестник. 2018; VI (2): 47-52.

15. Ткачук Е.А., Мыльникова И.В., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряжённости учебного труда школьников. Экология человека. 2014; 6: 20-4.

16. Thompson L.A., Ferdig R., Black E. Online schools and children with special health and educational needs: comparison with performance in traditional schools. J Med Internet Res. 2012; 14 (3): e62. https://doi.org/10.2196/jmir.1947

17. Ткачук Е.А. Показатели умственной работоспособности детей дошкольного возраста Иркутска в условиях информатизации общества. Казанский медицинский журнал. 2013; XСIV (6): 864-6.

18. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Поленова М.А. Современные проблемы школьного обучения: пути гигиенической оптимизации. Вестник Российской академии медицинских наук. 2009; 5: 30-3.

19. Александрова И.Э. О взаимосвязи показателей утомляемости учащихся с факторами урока и школьного расписания. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 8 (293): 24-6.

20. Максимов О.Л., Машдиева М.С., Квасов А.Р., Аветисян З.Е. Опыт составления шкал трудности школьных уроков на основании субъективных оценок учащихся. Современные проблемы науки и образования. 2018; 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28187 (дата обращения: 20.05.2019)

21. Imms W., Byers T. Impact of classroom design on teacher pedagogy and student engagement and performance in mathematics. Learning Environ Res. 2017; 20: 139. doi.org/10.1007/s10984-016-9210-0.

22. Indoor Air Quality Tools for Schools: Preventive Maintenance Guidance Documents. www.epa.gov/iaq-schools II. Indoor Air Quality (IAQ). Accessed 1 June 2019.

23. World Top 20 Organisation 2017. World top 20 project. Available at https://worldtop20.org/about-us-2. Accessed 10 February 2019.

24. US teacher gets Finnish lesson in optimizing student potential. Part 2. English J 2013. Available at http://oecdinsights.org/2013/09/24/us-teacher-getsfinnish-lesson-in-optimizing-student-potential-part2/. Accessed 1 July 2017.

25. Russo D., Ruggiero A. Choice of the optimal acoustic design of a school classroom and experimental verification. Appl Acoust.146: 280-7.

26. Choi H.H., Jeroen J.G., Van Merriënboer J.J.G., Paas F. Effects of the physical environment on cognitive load and learning: Towards a new model of cognitive load. Educ Psychol Rev. 2014; 26 (2): 225-44. https://doi.org/doi.org/10.1007/s10648-014-9262-6

27. Leppink J., Paas F., Van Gog T., Van der Vleuten C.P.M., Van Merriënboer J.J.G. Effects of pairs of problems and examples on task performance and different types of cognitive load. Learn Instr. 2014; 30: 32-42. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2013.12.001

28. Altenburg T.M., Chinapaw M.J., Singh A.S. Effects of one versus two bouts of moderate intensity physical activity on selective attention during a school morning in Dutch primary schoolchildren: A randomized controlled trial. J Sci Med Sport. 2016; 19 (10): 820-4. https://doi.org/10.1016/j.jsams.2015.12.003

29. Cooper S.B., Dring K.J., Morris J.G., Sunderland C., Bandelow S., Nevill M.E. High intensity intermittent games-based activity and adolescents’ cognition: moderating effect of physical fitness. BMC Public Health. 2018; 18 (1): 603. https://doi.org/10.1186/s12889-018-5514-6

30. Michael S.L., Merlo C.L., Basch C.E., Wentzel K.R., Wechsler H. Critical connections: health and academics. J Sch Health. 2015; 85 (11): 740-58. https://doi.org/10.1111/josh.12309


Для цитирования:


Ткачук Е.А., Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка напряжённости учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов. Гигиена и санитария. 2019;98(10):1129-1134. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-10-1129-1134

For citation:


Tkachuk E.A., Efimova N.V., Myl’nikova I.V. Assessment of the intensity of educational work and adaptation potential of children in schools of traditional and profile types. Hygiene and Sanitation. 2019;98(10):1129-1134. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-10-1129-1134

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)