Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Оценка рисков здоровью учащихся профессиональных колледжей в зависимости от характера осваиваемых профессий

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-11-1257-1261

Аннотация

Введение. На донозологическом уровне оценивалось влияние условий профессионального обучения на показатели здоровья и качество жизни учащихся колледжей, осваивающих разные по характеру и условиям труда группы профессий.

Материал и методы. Проведено анкетирование учащихся 1-х и 3-х курсов, обучающихся профессиям СПО с условно «лёгкими» (профессии деревообработки и реставрации) и «тяжёлыми» (сварщики и автослесари) условиями производственной практики. Использовался опросник качества жизни (MOS SF-36), оценивался медико-социальный статус (жалобы, наличие хронических заболеваний, оценка самочувствия, выраженность утомления, частота ОРВИ). Результаты обработаны по стандартному пакету программ с использованием методов доказательной медицины.

Результаты. Получены выраженные различия в характере влияния условий обучения на здоровье и качество жизни учащихся, проходящих производственное обучение в разных гигиенических условиях. Влияние учебно-производственной нагрузки при освоении условно «лёгких» профессий сопровождалось повышением индекса здоровья у выпускниов, снижением частоты жалоб на головные боли и боли, связанные с ОДА, ростом недифференцированных жалоб. Показатели качества жизни характеризовались повышением ролевого физического функционирования (РФФ) и снижением психического здоровья (ПЗ), что коррелировало с повышенным утомлением. При обучении «тяжёлым» профессиям у учащихся 3-го курса имел место рост общего числа жалоб, жалоб на слабость, жалоб, связанных с ЖКТ, ОДА и других (недифференцированных) жалоб. Снижались показатели качества жизни по двум параметрам физического здоровья (ФФ и ОЗ) и двум параметрам психического здоровья (РЭФ и ПЗ).

Заключение. Показан значимый вклад производственного обучения в ухудшение функциональных возможностей и качество жизни, связанного со здоровьем, выпускников колледжей, осваивающих с профессии с «тяжёлыми» условиями труда. Обращено внимание на новые формы реализации профессиональной подготовки в системе дуального (практико-ориентированного) обучения с увеличением времени производственного обучения на рабочих местах предприятий, а также вопросы совершенствования системы медицинского обеспечения учащихся профессиональных колледжей.

Об авторах

В. Р. Кучма
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава РФ
Россия


Евгения Ивановна Шубочкина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава РФ
Россия

Доктор мед. наук, доцент, главный научный сотрудник отдела комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 119296, Москва.

e-mail: adlabhyg@yandex.ru



О. И. Янушанец
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава РФ
Россия


В. В. Чепрасов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава РФ
Россия


Список литературы

1. Подростки: риски для здоровья и их пути решения. ВОЗ. Информационный бюллетень № 345. Май 2016. Available at: http://apps.who.int/mediacentre/factsheets/fs345/ru/index.html

2. Alli B.O. Fundamental Principles of Occupational Health and Safety. Geneva: ILO; 2001. 152 p. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/%40dgreports/%40dcomm/%40publ/documents/publication/wcms_093550.pdf

3. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Денисов Э.И. Оценка профессиональных рисков для здоровья в системе доказательной медицины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 14-20.

4. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю. Условия формирования здоровья трудового потенциала: проблемы и пути решения. 2017; : 50-4.

5. Шубочкина Е.И., Яновская Г.В. Актуальные проблемы организации безопасных условий обучения при освоении подростками рабочих профессий и совершенствование организации надзора за условиями обучения и воспитания. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 8: 39-43.

6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года. Доступно на: https://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/board/319/file/2293/13.06.17

7. Ware J.E., Sherburn C.D. The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). Conceptual framework and item selection. Med Care. 1992; 30 (6): 473-83.

8. Komarek L., Havlinova M., Provasnik K. Health and personality of adolescents (Interadol). In: European Union for School and University Health and Medicine, Bulletins 1987-1989. Paris; 1989: 44-8.

9. Denisov E.I. Numerical scale for work-relatedness assessment of a disease. Abstracts of 14th Int Conf Epidemiol In Occup Health (EPICOH-1999). Herzliya, Israel; 1999: 137.

10. Киек О.В., Лещева Г.А. Условия производственного обучения и состояние здоровья учащихся профессионального лицея Краснодарского края. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 6: 17-9.

11. Паньшина В.С., Петрова Н.Н., Фигуровский А.П., Рыжков А.А., Мунжин Р. Гигиеническая оценка микроклимата рабочих мест на деревообрабатывающих предприятиях. Международный Форум НС Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды «Современные методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека», посвящённый 85-летию ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России. М.; 2016: 2: 106-8.

12. Смирнов В.В., Сладкова Ю.Н. Оценка уровней шума при выполнении работ на сварочных машинах роботизированных модулей. Медицина труда и промышленная экология. 2017; 9: 174.

13. Гайнеев Э.Р., Скамницкий А.А Поэтапная подготовка рабочего высокой квалификации. Среднее профессиональное образование. 2014; 11: 6-11.

14. Матвеев Н.В., Ушанова И.А Дуальное образование расширяет границы: очертание нового международного проекта. 2016; : 72-5.

15. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. О роли и месте многофункциональных центров прикладных квалификаций. Professional Education in Russia and Abroad. 2015; 1 (17): 13-8.

16. Ткаченко Е.В. О подготовке рабочих и специалистов в системе начального профессионального образования России. 2016; 6 (): 546-51.

17. Смирнов И.П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать? Professional Education in Russia and Abroad. 2017; 1 (25): 18-21.

18. Пахневская О.Г., Романченко А.М., Романченко М.К. Системы профессионального образования России и зарубежных стран. Professional Education in Russia and Abroad. 2017; 1 (25): 153-62.

19. Васина Е.В., Кузнецова И.Ю., Гаранина Л.П., Шевкова С.А. Комплексное здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста. Professional Education in Russia and Abroad. 2015; 4 (20): 109-15.

20. Nogueira A.M. Focus on: Dual Education: a bridge over troubled waters? IPOL_BRI (2014) 529082. Available at http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm

21. Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М. Профессиональная ориентация подростков как медико-социальная проблема подготовки трудового потенциала. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; 5-6: 78-2.

22. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Приоритет факторов риска здоровью учащихся колледжей как основа профилактических программ. Медицина труда и промышленная экология. 2017; 9: 104.

23. Государственный доклад о санэпидблагополучии населения в Российской Федерации за 2016 год. Доступно на: http://cgon.ru/content/68/87/2037

24. Шастин А.С., Газимова В.Г., Кашанская Е.П. К вопросу об управлении рисками профессиональных заболеваний на примере крупного промышленного холдинга. Медицина труда и промышленная экология. 2017; 9: 213-4.

25. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Фесенко М.А., Сальников А.А. О необходимости совершенствования критериев корпоративного здоровья работников для построения риск-ориентированной модели на производстве. Международный Форум НС Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды «Современные методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека», посвящённого 85-летию ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России. М.; 2016: 1: 116-8.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Янушанец О.И., Чепрасов В.В. Оценка рисков здоровью учащихся профессиональных колледжей в зависимости от характера осваиваемых профессий. Гигиена и санитария. 2019;98(11):1257-1261. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-11-1257-1261

For citation:


Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Yanushanets O.I., Cheprasov V.V. On the risk assessment of the health of students of occupational colleges depending on the character of realized occupations. Hygiene and Sanitation. 2019;98(11):1257-1261. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-11-1257-1261

Просмотров: 401


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)