Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе»

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-12-1385-1391

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современное образование детей – одна из самых быстро меняющихся систем, активно использующая современные возможности информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения. Информационно-коммуникационные технологии увеличивают нагрузки на зрительный, слуховой анализаторы, нервную систему и способствуют развитию переутомления детей. Использование цифровых средств приобретает всё более широкое распространение не только в школьном, до и в дошкольном образовании. Для обоснования концепции и комплексной системы гигиенической безопасности электронного образовательного контента и жизнедеятельности детей в условиях гиперинформатизации требуются физиолого-гигиенические исследования.

Материал и методы. С целью разработки научных основ и технологий обеспечения гигиенической безопасности детей в «Цифровой школе» проведено экспертно-аналитическое исследование, обобщены результаты репрезентативных гигиенических наблюдений и нерандомизированных контролируемых исследований, выполненных в условиях образовательных учреждений для детей.

Результаты. Исследования гигиенистов детства позволили обосновать современную систему охраны здоровья детей и подростков в гиперинформационном обществе, включающую критерии гигиенической безопасности обучения с использованием цифровых средств, в том числе в редакции, предназначенной для детей и подростков; предложения в санитарные правила и нормы для обеспечения гигиенической безопасности нового поколения; федеральные рекомендации медицинского обеспечения обучающихся в условиях использования информационно-коммуникационных технологий; федеральные рекомендации по обеспечению психического здоровья и благополучия обучающихся; рекомендации семье в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в цифровой среде; рекомендации производителям и распространителям цифрового образовательного контента, включая возрастную маркировку информационной продукции; игровые образовательные и просветительные программы о правилах безопасного использования детьми сети Интернет; систему мониторинга эффективности политики по обеспечению гигиенической безопасности и защите детей от негативной информации в гиперинформационном обществе.

Заключение. Разработанная система и технологии обеспечения гигиенической безопасности «Цифровой школы» могут служить медико-профилактической основой здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018–2027 гг.).

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
Российская академия наук; ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков); ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, зав. кафедрой гигиены детей и подростков педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России.

e-mail: KuchmaVR@nczd.ru



Л. М. Сухарева
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Россия


М. И. Степанова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Россия


П. И. Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Россия


И. Э. Александрова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Россия


С. Б. Соколова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р., Степанова М.И., Текшева Л.М. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков. Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение; 2013. 224 с.

2. Кучма В.Р. Концепция и система гигиенической безопасности электронного образовательного контента. В сборнике трудов конференции: Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее. Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2017: 502-5.

3. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей. Гигиена и санитария. 2017; 96 (1): 1059-63.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 3: 22-7.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Российский педиатрический журнал. 2017; 20 (3): 161-5.

6. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническая оценка использования ридеров в начальной школе. Гигиена и санитария. 2014; 3: 57.

7. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 4-11.

8. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П. и соавт. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников. Российский педиатрический журнал. 2015; 4: 51-5.

9. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Петренко А.О. Оценка индекса безопасности ридера на основе гигиенической квалификации средств обучения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 10: 26-8.

10. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания. Гигиена и санитария. 2015; 7: 16-20.

11. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П. и соавт. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов. Гигиена и санитария. 2016; 95 (4): 387-91.

12. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Барсукова Н.К., Степанова М.И., Поленова М.А., Дадонова А.Я. и соавт. Гигиеническая характеристика электронных образовательных ресурсов для обучающихся 1-9-х классов («Мобильная электронная школа»). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 2: 4-12.

13. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александровна И.Э. и соавт. Гигиенические аспекты использования ноутбука в обучении младших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 47-50.

14. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. и соавт. Обоснование безопасных условий использования электронных планшетов на учебных занятиях в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 8: 20-4.

15. Текшева Л.М. Гигиеническая классификация мобильных телефонов. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 1: 11-3.

16. Текшева Л.М., Барсукова Н.К., Чумичева О.А., Хатит З.Х. Гигиенические аспекты использования сотовой связи в школьном возрасте. Гигиена и санитария. 2014; 2: 60.

17. Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническое обоснование использования ридеров в старшей школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 40-3.

18. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. и соавт. Гигиеническая оценка использования интерактивной доски на занятиях дошкольников. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 8 (293): 21-3.

19. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И. и соавт. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе. Гигиена и санитария. 2015; 7: 64-8.

20. Надеждин Д.С., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Сахаров В.Г. Особенности формирования психосоциальной адаптации учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений. Российский педиатрический журнал. 2015; 2: 18-22.

21. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (6): 367-73.

22. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г., Гончарова Г.А. Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11 классов средней школы. Российский педиатрический журнал. 2017; 20 (6): 346-53.

23. Надеждин Д.С. Динамика социометрического статуса школьников в процессе обучения с 1-го по 11-й классы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 2: 25-9.

24. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96 (10): 990-6.

25. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 3: 10-6.

26. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников динамике обучения с 1-го по 9-й класс. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 48-53.

27. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К., Звездина И.В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 18-26.

28. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; 2017. 170 с.

29. Кучма В.Р., Текшева Л.М. Гигиенические основы использования светодиодов в системах искусственного освещения. М.: Издатель ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН; 2013. 246 с.

30. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Текшева Л.М., Степанова М.И., Сазанюк З.И. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах. Гигиена и санитария. 2013; 5: 27-31.

31. Григорьев Ю.Г., Самойлов А.С., Бушманов А.Ю., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия. Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017; 62 (2): 39-46.

32. Кучма В.Р., Степанова М.И., Шумкова Т.В., Александрова И.Э., Иванов В.Ю. Гигиеническая экспертиза инновационных архитектурно-планировочных решений зданий образовательных организаций. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 4: 4-14.

33. Кучма В.Р., Степанова М.И., Шумкова Т.В., Александрова И.Э. Гигиеническое моделирование в предэксплуатационной экспертизе зданий и оборудования общеобразовательных организаций. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 4 (301): 27-30.

34. Сухарева Л.М., Кучма В.Р., Надеждин Д.С. Психофизиологические и психосоциальные особенности учащихся 9-11 классов средней школы. Здоровье населения и среда обитаний. 2017; 8 (293): 31-5.

35. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространённость, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 21 (3): 161-7.

36. Храмцов П.И. Эффективность профилактики и коррекции нарушений функционального состояния костно-мышечной системы у младших школьников в процессе физического воспитания. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 8 (293): 44-5.

37. Храмцов П.И. Об оптимизации двигательной активности детей в образовательных организациях. В кн.: Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее. Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2017: 646-9.

38. Храмцов П.И. Физиолого-гигиенические предпосылки повышения здоровьесберегающей эффективности физического воспитания детей в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 4: 15-20.

39. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О., Вятлева О.А. Медико-педагогические и нейрофизиологические предпосылки формирования у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой. Гигиена и санитария. 2015; 1: 86-91.

40. Кучма В.Р. Популяционная и персонализированная гигиена детей и подростков в Национальной технологической инициативе «Хелснет». В кн.: Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее. Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2017: 404-7.

41. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России. Российский педиатрический журнал. 2018; 21 (1): 31-7.

42. Кучма В.Р., Фисенко А.П. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 3: 4-9.


Для цитирования:


Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Храмцов П.И., Александрова И.Э., Соколова С.Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе». Гигиена и санитария. 2019;98(12):1385-1391. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-12-1385-1391

For citation:


Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I., Chramtsov P.I., Aleksandrova I.E., Sokolova S.B. Scientific bases and technologies of security hygienic safety of children in the «digital school». Hygiene and Sanitation. 2019;98(12):1385-1391. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-12-1385-1391

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)