Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-12-1402-1407

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время в связи с масштабным внедрением электронно-образовательного ресурса в учебный процесс особенно актуальным представляется поиск оптимальных характеристик предъявления информации на экранах с учётом специфики электронного носителя и возрастных физиологических особенностей зрительной системы пользователей.

Целью исследования явилась физиолого-гигиеническая оценка влияния шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке, на психофизиологическое состояние детей 10–11-х классов.

Материал и методы. Проведено психофизиологическое тестирование 43 школьников 10–11-х классов без патологии органов зрения на программно-аппаратном комплексе «НС-Психотест», включающее метод критической частоты слияния световых мельканий для оценки состояния центрального звена зрительного анализатора и исследование реакции на движущийся объект для определения степени сбалансированности нервных процессов. Изучалось влияние чтения алогичных текстов, набранных школьной гарнитурой, при размере шрифта 14, 12 и 10 пунктов, и объёме единовременного прочтения в 200, 400 и 600 знаков. Для предъявления информации использовался ноутбук Lenovo IdeaPad 720S-15.

Результаты. Установлено, что у школьников 10–11-х классов отмечалось исходное утомление зрительного анализатора и нервной системы в целом. У мальчиков определялись более хорошие показатели КЧСМ, чем у девочек. Большинство старшеклассников имели сбалансированный вариант процессов торможения и возбуждения. Показано, что способы предъявления информации электронных учебных текстов могут влиять на психофизиологическое состояние школьников и нести риски здоровью обучающихся. Гигиенически рациональное оформление электронных учебных текстов способствует оптимизации психофункционального состояния организма учащихся.

Заключение. Полученные результаты позволяют обосновать гигиенические требования к параметрам шрифтового оформления текстов электронных учебных изданий третьей ступени образования.

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет); ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Член-корреспондент РАН, доктор мед. наук, профессор, директор НИИ гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 105064, Москва.

e-mail: kuchmavr@nczd.ru



С. В. Саньков
ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)
Россия


Н. К. Барсукова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Ашина М.В., Ковальчук С.Н. Комплексная оценка состояния здоровья городских школьников по данным углублённых медицинских осмотров. Медицинский альманах. 2016; 2: 63-6.

2. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 48-53.

3. Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной электронной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019; 3 (3): 13-20.

4. Кондаков А.М., Вавилова А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Дронов В.П., Кондакова М.Л. и соавт. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации. Педагогика. 2018; 4: 98-125.

5. Chang F.C., Chiu C.H., Chen P.H., Miao N.F., Chiang J.T., Chuang H.Y. Computer/Mobile Device Screen Time of Children and Their Eye Care Behavior: The Roles of Risk Perception and Parenting. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2018; 21 (3): 179-86. https://doi.org/10.1089/cyber.2017.0324 Epub 2018 Jan 2. PMID: 29293374.

6. Woo E.H., White P., Lai C.W. Impact of information and communication technology on child health. J Paediatr Child Health. 2016; 52 (6): 590-4. https://doi.org/10.1111/jpc.13181 Review. PMID: 27333844.

7. Jaiswal S., Asper L., Long J., Lee A., Harrison K., Golebiowski B. Ocular and visual discomfort associated with smartphones, tablets and computers: what we do and do not know. Clin Exp Optom. 2019; 102 (5): 463-77. https://doi.org/10.1111/cxo.12851 [Epub ahead of print] Review. PMID: 30663136.

8. Porcar E., Pons A.M., Lorente A. Visual and ocular effects from the use of flat-panel displays. Int J Ophthalmol. 2016; 9 (6): 881-5. https://doi.org/10.18240/ijo.2016.06.16 eCollection 2016. PMID: 27366692.

9. Veselý P., Hanák L., Beneš P. Digital Eye Strain in a Population of Young Subjects. Cesk Slov Oftalmol. 2019; 74 (4): 154-7. https://doi.org/10.31348/2018/1/5-4-2018 PMID: 30913891.

10. Lin C.W., Yeh F.M., Wu B.W., Yang C.H. The effects of reflected glare and visual field lighting on computer vision syndrome. Clin Exp Optom. 2019; 102 (5): 513-20. https://doi.org/10.1111/cxo.12878 [Epub ahead of print] PMID: 30805993.

11. Андреев Ю.С., Верещагин В.Ю. Воспроизведение шрифтовой информации в устройствах на основе электронной бумаги. Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2015; 6: 25-30

12. Munshi S., Varghese A., Dhar-Munshi S. Computer vision syndrome-A common cause of unexplained visual symptoms in the modern era. Int J Clin Pract. 2017; 71 (7): 163-77. https://doi.org/10.1111/ijcp.12962 Epub 2017 Jun 8. Review. PMID: 28594459.

13. Parihar J.K., Jain V.K., Chaturvedi P., Kaushik J., Jain G., Parihar A.K. Computer and visual display terminals (VDT) vision syndrome (CVDTS). Med J Armed Forces India. 2016; 72 (3): 270-6. https://doi.org/10.1016/j.mjafi.2016.03.016 Epub 2016 May 25. Review. PMID: 27546968.

14. Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая характеристика шрифтового оформления текста электронных учебников. Санитарный врач. 2019; 6: 56-63

15. Halamish V., Nachman H., Katzir T. The Effect of Font Size on Children’s Memory and Metamemory. Front Psychol. 2018; 9: 1577. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01577 eCollection 2018.

16. Katzir T., Hershko S., Halamish V. The effect of font size on reading comprehension on second and fifth grade children: bigger is not always better. PLoS One. 2013; 8 (9): e74061. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0074061 eCollection 2013.

17. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка напряжённости учебного труда обучающихся (методические рекомендации). Иркутск; 2014. 24 с.

18. Волков А.С., Морозова Л.В. КЧСМ как метод психофизиологического исследования зрительного анализатора. Международный студенческий научный вестник. 2015; 2 (3): 310-2.

19. Eisen-Enosh A., Farah N., Burgansky-Eliash Z., Polat U., Mandel Y. Evaluation of Critical Flicker-Fusion Frequency Measurement Methods for the Investigation of Visual Temporal Resolution. Sci Rep. 2017; 7 (1): 15621. https://doi.org/10.1038/s41598-017-15034-z PMID: 29142231

20. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г. Cравнительный анализ психофизиологического развития подростков. Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (2): 23-7

21. Skoblina N.A., Nadezhdin D.S. Features of psychomotor development in schoolchildren with excess body mass. In: Mind the gap! Building bridges to better health for all young people EUSUHM 2017 The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe. 2017. 184 p.

22. Sheppard A.L., Wolffsohn J.S. Digital eye strain: prevalence, measurement and amelioration. BMJ Open Ophthalmol. 2018; 3 (1): e000146. https://doi.org/10.1136/bmjophth-2018-000146 eCollection 2018. Review.

23. Ahmed S.F., McDermott K.C., Burge W.K., Ahmed II.K., Varma D.K., Liao Y.J. et al. Visual function, digital behavior and the vision performance index. Clin Ophthalmol. 2018; 12: 2553-61. https://doi.org/10.2147/OPTH.S187131 eCollection 2018. Review.


Для цитирования:


Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке. Гигиена и санитария. 2019;98(12):1402-1407. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-12-1402-1407

For citation:


Kuchma V.R., Sankov S.V., Barsukova N.K. Hygienic evaluation of the font design of electronic texts presented on a laptop. Hygiene and Sanitation. 2019;98(12):1402-1407. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-12-1402-1407

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)