Опыт методической поддержки и практической реализации рискориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора: 2014–2017 гг.
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-1-5-9
Аннотация
В статье изложены основные этапы перехода Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Описаны основные методические подходы к классификации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека при несоблюдении обязательных санитарно-эпидемиологических требований. Показано, что при оценке риска учтена вероятная частота нарушений законодательных требований, ассоциированные с этими нарушениями показатели потенциального вреда здоровью человека и численность населения под воздействием деятельности объекта надзора. Для задач риск-ориентированной модели сформирован федеральный реестр объектов надзора, пополняемый данными из всех 85 регионов страны. Результаты категорирования более 630 тыс. объектов надзора, данные о которых внесены в федеральный реестр, свидетельствуют, что доля объектов чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда составляет в общей массе порядка 7,5%. Порядка 40% объектов не формируют существенных рисков для граждан и могут быть исключены из планового надзора, что не исключает внеплановых проверок их деятельности по установленным законом основаниям. Система классификации является динамической, позволяет понижать или повышать категорию объекта надзора в зависимости от результатов и истории проверок. Определены пути развития риск-ориентированной модели надзора.
Об авторах
А. Ю. ПоповаРоссия
Н. В. Зайцева
Россия
Ирина Владиславовна Май
Россия
Доктор биол. наук, зам. дир. по научной работе ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения».
e-mail: may@fcrisk.ru
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». М.; 2008.
2. Шеповальников А.Н., Мохов Д.Е. О системной стратегии обеспечения здоровья и сбережения нации. Россия и современный мир. 2014; 84(3): 188-97.
3. Захаренков В.В., Бабенко А.И. Человеческий капитал и стратегия здравоохранения. Сибирский научный медицинский журнал. 2014; 34(1): 72-7.
4. Велиева Д.С. Экологическая безопасность в контексте стратегии устойчивого развития российской федерации. Власть. 2010; 11: 36-8.
5. Журавлева Г.П. Новая тенденция социально-экономического развития и ее проявление в стратегии развития экономики современной России. Вестник Международного института экономики и права. 2014; (1): 38-44.
6. Никоноров С.М. От стратегии социально-экономического развития к стратегии устойчивого развития регионов России. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016; (4): 28-35.
7. Ходасевич С.Г., Панченко О.А. Государственное регулирование и поддержка развития инновационных предприятий в малом бизнесе (на примере России). Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2012; (2): 37-48.
8. Жулин А.Б., Завьялова Л.Д., Кнутов А.В., Плаксин С.М., Семенов С.В., Чаплинский А.В. Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в Российской Федерации: Аналитический доклад. М.; 2014.
9. Hampton P. Reducing administrative burdens: effective inspection and enforcement. Available at: http//news.bbc.co.uk/nol/shared/bsp/hi/pdfs/bud05hampton_150305_640.pdf
10. Федоренко Е.В. Правовые основы применения методологии анализа риска при обеспечении безопасности пищевой продукции в евразийском экономическом союзе и республике Беларусь. Анализ риска здоровью. 2015; (3): 13-8.
11. Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014- 2018 годы: Проект. Available at: http://gos.hse.ru/upload/Libv/conception.pdf
12. WHO. Global burden of disease 2004 update: disability weights for diseases and conditions. Available at: http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/GBD2004_DisabilityWeights.pdf
13. Постановление Правительства РФ N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». М.; 2016.
14. Плаксин С.М., Зуев А.Г., Кнутов А.В., Максимова С.И., Полесский Е.А., Семенов С.В. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации в 2015 г.: Аналитический доклад. М.; 2016.
15. Горяев Д.В., Черненко В.В., Тихонова И.В., Федореев Р.В. О внедрении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. Анализ риска здоровью. 2016; (1): 96-102.
Рецензия
Для цитирования:
Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В. Опыт методической поддержки и практической реализации рискориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора: 2014–2017 гг. Гигиена и санитария. 2018;97(1):5-9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-1-5-9
For citation:
Popova A.Yu., Zaytseva N.V., May I.V. Experience of methodological support and practical implementation of the risk-oriented model of sanitary-epidemiological surveillance in 2014–2017. Hygiene and Sanitation. 2018;97(1):5-9. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-1-5-9