Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-8-756-761

Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается роль гигиенических и психофизиологических особенностей формирования здоровья студентов медицинского вуза, связанных с условиями обучения. 

Материал и методы. Для исследования взят контингент из 300 студентов, обучающихся на первом, третьем и пятом курсах лечебного факультета. Оценивались условия проживания, социальное и семейное положение, режим питания, физическая активность, наличие вредных привычек, хронических и наследственных заболеваний. Исследовано влияние на здоровье студентов таких факторов, как умственные нагрузки, адаптация к учебной деятельности, уровень тревожности, условия обучения. Сбор материалов осуществлён на одном и том же контингенте студентов. Нами оценивались условия проживания, социальное и семейное положение, режим питания, физическая активность, наличие вредных привычек, хронических и наследственных заболеваний. Проведена гигиеническая оценка показателей микроклимата учебных помещений (температуры, относительной влажности и ионизации воздуха) в холодный и теплый периоды года. При анкетном опросе студентов были получены и изучены субъективные оценки своего здоровья студентов. Оценка уровня ситуативной тревожности (тест Спилберга – Ханина) проводилась в начале и конце семестра.

Результаты. Результаты выполненных исследований показали несоответствие гигиеническим нормам параметров микроклимата в учебных аудиториях в холодное и тёплое время года. Установлено наличие сильной прямой связи между температурой воздуха в аудитории и снижением работоспособности у студентов (r = 0,71, р < 0,05). При анализе учебного расписания выявлены нарушения на всех курсах. Показана взаимосвязь между недельной учебной нагрузкой и низкой оценкой работоспособности студентов (коэффициент парной корреляции r = 0,63, p < 0,05). Анализ ситуативной тревожности обучающихся показал свои особенности в психоэмоциональной сфере у студентов на разных курсах, обнаружено наличие статистически значимой корреляционной связи между тревожностью и учебной нагрузкой студентов (r = 0,66, p < 0,05). Результаты проведённого анкетного исследования свидетельствуют о влиянии на оценку здоровья студентов условий повседневной жизни, привычек и стереотипов поведения, режима питания, двигательной активности. 

Обсуждение. Гигиеническая оценка факторов учебной среды и учебно-образовательного процесса с помощью объективных характеристик показывает, что современная организация учебного процесса несовершенна, а комплексное воздействие неблагоприятных условий учебной среды и учебной деятельности является факторами риска увеличения уровня их заболеваемости и ухудшения адаптационных возможностей организма студентов. К факторам неблагоприятного влияния учебной среды на здоровье студентов относятся параметры микроклимата учебных помещений, степень интенсивности и характер влияния которых возрастает вследствие различных отступлений от установленных гигиенических нормативов. Важным моментом рациональной организации учебно-образовательного процесса студентов является равномерное распределение времени по дням недели и в течение всего семестра. Анализ расписания учебных занятий студентов всех исследуемых курсов показал ряд нарушений, которые были допущены при его составлении, что может способствовать развитию усталости, утомления. Эффективность учебной деятельности студентов в определённой степени зависит и от их психического состояния. Самый высокий уровень тревожности установлен среди студентов первого курса, что говорит о недостаточной эмоциональной приспособленности к новым социальным условиям. 

Заключение. Для оптимизации факторов учебной среды и учебно-образовательного процесса в вузе и снижения их влияния на состояние здоровья студентов необходим комплексный подход, включающий общепрофилактические, информационно-аналитические и медико-профилактические мероприятия с учётом территориальных особенностей среды обитания.

Об авторах

И. Б. Ушаков
ФГБУ ГНЦ РФ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России
Россия


Екатерина Петровна Мелихова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия

Доц. каф. общей гигиены ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России.

e-mail: katerina.2109@mail.ru



И. И. Либина
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия


О. И. Губина
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Яцун С.М., Князева Н.А., Соколова И.А., Лунева Н.В. Анализ динамики заболеваемости и состояния здоровья студентов Курского государственного университета. Научный результат. Медицина и фармация. 2017; 3 (3): 57-64.

2. Петрова Т.Н., Зуйкова А.А., Попов В.И., Натарова А.А. Мониторинг здоровья учащейся молодежи с применением современных компьютерных технологий. Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. 2014; 58: 146-152.

3. Попов В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Семеркова Л.Н., ред. Качество жизни населения и экология. Пенза; 2014: 5-22.

4. Лысцова Н.Л. Оценкам здоровья студенческой молодежи. Фундаментальные исследования. 2015; 2 (8):1699-1702.

5. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Савчук О.А., Тимошенко К.Т., Катенко С.В Комплексная оценка состояния здоровья студентов по результатам профилактических медицинских осмотров. Группы здоровья. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 10 (259): 16-18.

6. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Савчук О.А., Тимошенко К.Т., Катенко С.В. Методология и методические подходы к комплексной оценке состояния здоровья студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 9 (258): 18-20.

7. Розенфельд Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него. Здравоохранение РФ. 2008; 4: 38-39.

8. Есауленко И.Э., Попов В.И., Зуйкова А.А., Петрова Т.Н. Концептуальные основы охраны здоровья и повышения качества жизни учащейся молодежи региона. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Научная книга; 2013.

9. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Опыт организации здоровьесберегающей образовательной среды в вузе. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 23-29.

10. Васильева М.В., Натарова А.А. Проблема физического воспитания студенческой молодежи. Материалы 5-й международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи». 2014: 137.

11. Abolfotouh M.A. Health-related lifestyles and risk behaviours among students living in Alexandria University Hostels. East Mediterr. Health J. 2007; 13 (2): 376391

12. Бабаев, Т.М., Каргина, Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе. Вестник Российского университета дружбы народов. 2014; 2: 55-60.

13. Ефимова И.В., Будыко Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. Иркутск: Иркутский ун-т; 2003.

14. Dutta A.P., Pyles M.A, Miederhoff P.A. Stress in health professions students: myth or reality? A review of the existing literature. J Natl Black Nurses Assoc; 2005: 16 (1): 63-8

15. Корденко А.Н., Ковылова В.И., Попов В.И., Тарасенко П.А. Критические факторы качества жизни подростков. Гигиена и санитария. 2015; 9: 20-21.

16. Евдокимов В.И., Губина О.И., Попов В.И., Бочаров В.В., Тупицын Ю.Я., Жук С.П. Методика оценки психического здоровья и показатели адаптации студентов ВГМА. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005; 4 (4): 457-460.

17. Facundes V.L., Ludermir A.B. Common mental disorders among health care students. Rev Bras Psiquiatr. 2005; 27 (3): 194-200

18. Соколова Н.В., Рапопорт И.К. Комплексный подход к оценке качества жизни учащейся молодежи. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017; 2 (275): 6-10.

19. Миннибаев Т.Ш. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 2: 15-17.

20. Нефедовская JI. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. М.: Литтера; 2007.

21. Piko B.F., Fitzpatrick K.M. Socioeconomic status, psychosocial health and health behaviours among Hungarian adolescents. Eur J Public Health. 2007; 17 (4): 353-6

22. Ляпин В.А., Коваленко Е.В. Гигиеническая оценка рациональности питания студентов СИБГУФК. Современные проблемы науки и образования. 2012; 6: 15-21.

23. Кожевникова Н.Г. Особенности заболеваемости студентов вуза. Гигиена и санитария. 2011; 4: 59-62.

24. Артеменков А.А. Динамика заболеваемости студентов в процессе обучения. Здравоохранение РФ. 2012; 1: 47-48.

25. Толоконникова Е.П., Попов В.И. Оценка влияния микроклимата помещений на состояние работоспособности студентов. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2009; 8 (4): 951-954.

26. Блинова Е.Г., Кучма В.Р. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2012; 1: 35-40.

27. Shaughnessy R.J. A preliminary study on die association between ventilation rates in classrooms and student performance. Indoor Air. 2006; 16 (6): 465-468

28. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 94: 5-8.

29. Климацкая Л. Г., Шпаков А.И., Ласкене С. Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Сибирское медицинское обозрение. 2011; 1: 61-67.

30. Либина И.И., Губина О.И. Анализ особенностей отношения к здоровому образу жизни иностранных и российских студентов-медиков. Вестник Воронежского института высоких технологий. 2017; 2 (21): 172-174.

31. Штих Е.А. Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений. Вестник спортивной науки. 2010; 1: 50-54.


Рецензия

Для цитирования:


Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2018;97(8):756-761. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-8-756-761

For citation:


Ushakov I.B., Melikhova E.P., Libina I.I., Gubina O.I. Hygienic and psychophysiological peculiarities of forming health of students of the medical university. Hygiene and Sanitation. 2018;97(8):756-761. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-8-756-761

Просмотров: 447


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)