Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Структура и оценка эффективности мероприятий системы сохранения здоровья студентов

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-1-79-84

Полный текст:

Аннотация

С целью научного обоснования и оценки эффективности системы сохранения здоровья студентов на 1-м этапе проведено обследование 1797 студентов вузов г. Новокузнецка. Изменения психофизиологических показателей здоровья студентов в процессе их обучения в вузе (с 1-го по 4-й курс) легли в основу разработки системы. Структура включала мероприятия профилактического, технологического и организационно-управленческого блока. Оценка эффективности мероприятий системы (2-й этап), включающих коррекцию массы тела, профилактику депрессий и гиподинамии, повышение когнитивных функций и уровня стрессоустойчивости, была проведена через 9 мес после их внедрения на основании диагностики показателей здоровья у 230 студентов 1-го курса. В основной группе отмечено улучшение состояния здоровья (64,3%), повышение успеваемости (с 3,50 ± 0,39 до 3,98 ± 0,53); оптимизация уровня ситуативной (28,2%) и личностной тревожности (12,5%); снижение частоты совершаемых ошибок (43,3%); повышение уровней сопротивляемости стрессу (46,7%) и адаптации (29,6%), функциональных резервов дыхательной (11,1-26,9%), сердечно-сосудистой (43,3%) и нервной (36%) систем; нормализация показателей экскреции йода (12,2%) и селена (11,5%) с мочой; иммуноглобулина А (46%), кортизола в слюне (18%). Эффективность включенных в систему сохранения здоровья мероприятий профилактического, технологического и организационно-управленческого блоков, через 1 год после внедрения (3-й этап), позволили повысить у студентов мотивацию на сохранение здоровья и здоровый образ жизни (у 40,8%), улучшить рацион питания (у 60,1%), увеличить двигательную активность (у 38,9%), рационализировать учебное расписание. Внедрение системы в образовательный процесс вуза позволило оценить и доказать эффективность ее мероприятий, что обусловливает возможность ее использования в образовательных учреждениях страны.

Об авторах

Лариса Александровна Проскурякова
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Россия


Е. Н. Лобыкина
ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Блинова Е.Г., Кучма В.Р. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2012; 91(1): 35-40.

2. Киселева И.В. Научное обоснование организационной модели охраны здоровья студентов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Казань; 2010.

3. Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М.; 2008.

4. Балашова Т.А. Экологические проблемы Кузбасса. Успехи современного естествознания. 2004; (11): 38-9.

5. Денисов Н.Л. Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Томск; 2010.

6. Проскурякова Л.А., Савченков М.Ф. Программа формирования мотивации к здоровому образу жизни в молодежной среде. Сибирский медицинский журнал. 2010; (3): 98-102.

7. Аслоньянц А.М. Гигиеническая оценка обучения и состояния здоровья девушек-студенток медицинского колледжа Краснодарского края: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Волгоград; 2011.

8. Борисова Н.В. Медико-физиологическое обоснование адаптивных реакций организма студентов в экстремальных условиях Якутии: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. Якутск; 2011.

9. Вялов С.С. Патофизиологические аспекты адаптации и заболеваемость студентов из разных климато-географических регионов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2011.

10. Ивойлова И.И. Состояния здоровья и условий жизни студентов средних специальных и медицинских учебных заведений Кузбасса: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Кемерово; 2001.

11. Свиридова И.А., Скоморина О.В. Проблемы формирования здоровья студенческой молодежи. Медицина в Кузбассе. 2005; (4): 179-82.

12. Чеченин Г.И. Среда обитания, состояние здоровья населения г. Новокузнецка в 2006-2007 гг. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК; 2008.

13. Ляпин В.А., Коваленко Е.В. Гигиеническая оценка рациональности питания студентов СИБГУФК. Современные проблемы науки и образования. 2012; (6): 15-21.

14. Миннибаев Т.Ш. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (2): 15-7.

15. Черкасов Д.В. Физиологические особенности адаптации студентов различных спортивных квалификаций в процессе обучения в вузе. М.; 2011.

16. Макарова Г.А. Спортивная медицина. М.: Советский спорт; 2003.

17. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов пед. уч. заведений. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Кн. 3. М.: ВЛАДОС; 1998.

18. Смулевич А.Б. Депрессии в общесоматической практике. М.: Берег; 2000.

19. Медик В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Ч. 1. Общественное здоровье. М.: Медицина; 2003.

20. Бабко А.К., Пилипенко А.Т. Фотометрический анализ: методы определения неметаллов. М.: Химия; 1974.

21. Брежнева Е.В. Пути оптимизации лечения нетоксического зоба в регионе с йодно-селеновым дефицитом: Автореф. дисс. канд. ... мед. наук. Новосибирск; 2002.

22. Тарасенко Л.М., Непорада К.С. Биохимия органов полости рта: учеб. пос. для студентов. Полтава; 2008.

23. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В. Иммуномодуляторы и некоторые аспекты их клинического применения. Клиническая медицина. 1996; 74(8): 7-12.

24. Шойх К., Шрайнике Г. Вегетативные, гормональные и метаболические изменения при психической нагрузке (во время выпускных экзаменов в университете). В кн.: Кундиев Ю.И., ред. Гигиена труда: Республиканский межведомственный сборник. Вып. 22. Киев: Здоров’я; 1986: 22-9.


Для цитирования:


Проскурякова Л.А., Лобыкина Е.Н. Структура и оценка эффективности мероприятий системы сохранения здоровья студентов. Гигиена и санитария. 2017;96(1):79-84. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-1-79-84

For citation:


Proskuryakova L.A., Lobykina E.N. Structure and evaluation of the effectiveness of measures of the system of preservation of students’ health. Hygiene and Sanitation. 2017;96(1):79-84. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-1-79-84

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)