Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-2-166-170
Аннотация
В статье представлены данные об особенностях функционального состояния студентов высшего образовательного медицинского учреждения 1-6-го курсов обучения. Результаты получены с помощью вариационной пульсометрии. Показано, что для студентов характерен повышенный тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы в особенности у студентов 1, 3, 5 и 6-го курсов, что подтверждается данными амплитуды моды (AMo), характеризующей симпатическую активность вегетативной нервной системы, которая в среднем составила у студентов 1-го курса 38,6 ± 1,89%, у студентов 3-го курса 38,5 ± 1,72%, у студентов 5-го курса 40,9 ± 3,25% и у студентов 6-го курса 46,7 ± 2,59%. Определена тенденция к централизации регуляции сердечного ритма, о чем свидетельствует сниженная доля высокочастотных волн (HF) от 29,2 до 35,2%, превышение от 3,6 до 14,4 раза очень низкочастотных волн (VLF) относительно средних нормативных значений; высокий удельный вес студентов от 41 ± 2,8 до 52 ± 3,1%, имеющих рассогласование симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции биологических процессов адаптации. Для студентов медицинского учреждения высшего образования характерны сниженные функциональные резервы от 20,5 ± 2,5 до 97,6 ± 1,5% и уменьшение удельного веса студентов от 1-го к 6-му курсу обучения на 40,4% с удовлетворительной адаптацией.
Об авторах
Н. П. СеткоРоссия
Екатерина Владимировна Булычева
Россия
Е. Б. Бейлина
Россия
Список литературы
1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина; 1997.
2. Будук-оол Л.К. Социально-гигиенические факторы образа жизни студентов. Гигиена и санитария. 2015; 94(5): 95-7.
3. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Методическое руководство. Кемерово; 2003.
4. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А., Катенко С.В. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (2): 40-57.
5. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения. Иваново; 2000.
6. Михайлова С.В., Норкина Е.В., Тремаскина Ю.И., Борзенко Д.А. Здоровый образ жизни - фактор профессионально-личностного развития студентов. Молодой ученый. 2014; (18-1): 64-5.
7. Михайлова С.В., Карпова И.И., Чалкова Г.В., Титова М.Н., Любаев А.В. Оценка индивидуального здоровья студентов из различных социальных групп. Современные проблемы науки и образования. 2015; (1): 1481.
8. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. М.: Наука и техника; 2008.
9. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М.: Горизонт; 1998.
10. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студентов 1-2 курса медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015; 94(1): 104-8.
Рецензия
Для цитирования:
Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б. Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов. Гигиена и санитария. 2017;96(2):166-170. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-2-166-170
For citation:
Setko N.P., Bulycheva E.V., Beilina E.B. Hygienic estimation of functional reserves and adaptive capabilities of students. Hygiene and Sanitation. 2017;96(2):166-170. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-2-166-170