Распределение зрительного внимания при подготовке пилотов-курсантов к лётной деятельности
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-8-752-755
Аннотация
Рост авиационных катастроф за последние годы связан с ошибками экипажа самолёта вследствие возрастания объёмов информации, поступающей от бортовых систем, которая должна быть правильно считана и обработана. Главная причина данных ошибок кроется в неправильном распределении зрительного внимания при пилотировании по приборам, несмотря на то что требования профессиональной подготовки выполнены и авиационное оборудование исправно. Статья посвящена изучению модели распределения и переключения зрительного внимания пилотов-курсантов в процессе обучения на тренажёре с высокотехнологичной электронной системой симуляции летной деятельности. Проведён анализ окуломоторной активности (моргания, фиксации и саккады) с помощью современной системы регистрации движений глаз в виде ай-трекера SMI ETG в форме очков; сенсомоторных реакций (вариационная кардиоинтервалометрия, простая зрительно-моторная реакция, реакция на движущийся объект, статическая тремометрия) и физиологических показателей (систолического и диастолического артериального давления и частоты сердечных сокращений). Проанализированы: количество циклов и среднее время фиксации взгляда на основных параметрах приборной панели. Выявлено влияние характеристик полёта и наличия опыта пилотирования на исследуемые показатели. Опыт полётов увеличивает количество циклов переключения внимания и сложность их структуры. Более опытные курсанты уделяют меньше внимания авиагоризонту, поэтому успевают считывать значимые параметры полёта, такие как курс, высота и скорость, что приводит к повышению качества пилотирования. Установлено, что умение правильно распределять и переключать внимание позволит снизить развитие утомления в процессе пилотирования по приборам и тем самым избежать возможной аварийной ситуации.
Об авторах
Анастасия Геннадьевна МеркуловаРоссия
Мл. науч. сотр. лаб. физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «Научно‑исследовательский институт медицины труда».
e-mail: efiria@mail.ru
С. А. Калинина
Россия
Список литературы
1. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН; 1998.
2. Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Физиология труда и надежность деятельности человека. М.: Наука; 2008.
3. Кузнецов И.Б., Столяров Н.А. Теоретические основы формирования маршрутов распределения внимания при пилотировании по приборам. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2012; 1 (3): 29-34.
4. Гордеева Н.Д., Девишвили В.М., Зинченко В.П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М.: ВНИИТЭ; 1975.
5. Тявкин И.В., Тютюнник В.М. Аналитические и процедурные модели для информационной системы симуляции полета. Фундаментальные исследования. 2012; (6-2): 476-81.
6. Орлов П.А., Лаптев В.В., Иванов В.М. К вопросу о применении систем ай-трекинга. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2014; (5): 82-92.
7. Мельниченко П.И., ред. Гигиена с основами экологии человека: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2011.
Рецензия
Для цитирования:
Меркулова А.Г., Калинина С.А. Распределение зрительного внимания при подготовке пилотов-курсантов к лётной деятельности. Гигиена и санитария. 2017;96(8):752-755. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-8-752-755
For citation:
Merkulova A.G., Kalinina S.A. The distribution of the visual attention in the training of student-pilots for the flight activity. Hygiene and Sanitation. 2017;96(8):752-755. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-8-752-755