Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Условия труда и состояние здоровья у педагогов. Пилотное исследование

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-10-1100-1105

Полный текст:

Аннотация

Введение. Развитию нарушений здоровья педагога способствуют множественные факторы, однако в современной литературе основное внимание уделено психологическим стрессорам.

Цель - дать оценку факторам школьной среды и выявить влияние стажа и уровня преподавательской нагрузки на состояние здоровья преподавателей общеобразовательных учреждений для прогнозирования риска потерь здоровья у педагогов и коррекции выявленных нарушений.

Материал и методы. Дана гигиеническая оценка условий труда педагогов по данным санитарно-гигиенически характеристик и собственных исследований в 11 школах. Изучены условия школьной среды (микроклимат, освещённость) и результаты хронометража трудового процесса педагогов. Проведено клинико-психологическое обследование 53 педагогов женского пола, средний возраст 50 (44-59) лет, стаж - 27 (19-34) лет, нагрузка - 25 (21-32) ч в неделю. Использованы методики определения уровня эмоционального выгорания, стрессоустойчивости Холмса и Раге, для диагностики артериальной гипертензии - холтеровское мониторирование артериального давления, электрокардиография, консультация кардиолога.

Результаты. По показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса класс условий труда только у 25% обследованных соответствовал допустимому. Педагоги со стажем более 20 лет чаще, чем в группе сравнения, жалуются на частые нервные «срывы», повышенную раздражительность (р ≤ 0,05), выявлены более высокий уровень частоты артериальной гипертензии (р = 0,000), эмоционального выгорания (р = 0,04) и снижение показателя стрессоустойчивости (р = 0,02).

Заключение. В пилотном исследовании выявлено, что с увеличением педагогического стажа и нагрузки увеличивается вероятность развития синдрома эмоционального выгорания и снижение стрессоустойчивости, что приводит к формированию артериальной гипертензии. Необходимо провести целевые исследования для выявления влияния условий школьной среды, факторов учебного процесса на состояние здоровья педагогов.

Об авторах

Елена Владимировна Катаманова
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия

Доктор мед. наук, доцент, главный врач, невролог ФГБУН «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск.

e-mail: katamanova_e_v@mail.ru



Н. В. Ефимова
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Н. В. Сливницына
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Л. Ю. Белова
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Список литературы

1. Багнетова Е.А. Факторы профессионального стресса педагогов общеобразовательных школ. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017; (3): 84-8

2. Boström M., Björklund C., Bergström G., Nybergh L., Schäfer Elinder L., Stigmar K., et al. Health and work environment among female and male Swedish elementary school teachers - a cross-sectional study. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 17(1): 227. https://doi.org/10.3390/ijerph17010227

3. Benevene P., De Stasio S., Fiorilli C., Buonomo I., Ragni B., Briegas J.J.M., et al. Effect of teachers’ happiness on teachers’ health. the mediating role of happiness at work. Front. Psychol. 2019; 10: 2449. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02449

4. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряжённости учебной деятельности обучающихся 5-10-х классов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 552-8. https://doi.org/10.18821/0016-99002016-95-6-552-558

5. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Писарева А.Н., Бадеева Т.В., Улитин И.Б. Санитарно-гигиеническое обеспечение общеобразовательных организаций как фактор риска здоровью школьников. Медицинский альманах. 2017; (4): 157-62.

6. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. О влиянии факторов окружающей среды и образа жизни на формирование синдрома вегетативной дисфункции у школьников. Гигиена и санитария. 2019; 98(1): 76-81. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-76-81

7. Dear R., Kim J., Candido Ch., Deuble M. Adaptive thermal comfort in Australian school classrooms. Build. Res. Inf. 2015; 43(3): 383-98. https://doi.org/10.1080/09613218.2015.991627

8. Haddad Sh., Osmond P., King S. Revisiting thermal comfort models in Iranian classrooms during the warm season. Build. Res. Inf. 2017; 45(4): 457-73. https://doi.org/10.1080/09613218.2016.1140950

9. Kielb C., Lin S., Muscatiello N., Hord W., Rogers-Harrington J., Healy J. Building-related health symptoms and classroom indoor air quality: a survey of school teachers in New York state. Indoor Air. 2015; 25(4): 371-80. https://doi.org/10.1111/ina.12154.

10. Claudio L., Rivera G.A., Ramirez O.F. Association between markers of classroom environmental conditions and teachers’ respiratory health. J. Sch. Health. 2016; 86(6): 444-51. https://doi.org/10.1111/josh.12398

11. Tai K.L., Ng Y.G., Lim P.Y. Systematic review on the prevalence of illness and stress and their associated risk factors among educators in Malaysia. PLoS One. 2019; 14(5): e0217430. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0217430

12. Scheuch K., Haufe E., Seibt R. Teachers’ health. Dtsch Ärztebl. Int. 2015; 112(20): 347-56.

13. Arvidsson I., Leo U., Larsson A., Håkansson C., Persson R., Björk J. Burnout among school teachers: quantitative and qualitative results from a follow-up study in southern Sweden. BMC Public Health. 2019; 19(1): 655. https://doi.org/10.1186/s12889-019-6972-1

14. Vangelova K., Dimitrova I., Tzenova B. Work ability of aging teachers in Bulgaria. Int. J. Occup. Med. Environ. Health. 2018; 31(5): 593-602. https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.01132

15. Шабанова К.В. Сравнительный анализ показателей эмоционального выгорания у будущих педагогов и педагогов-профессионалов. Международный студенческий научный вестник. 2016; (5-1): 117-8

16. Bogaert I., De Martelaer K., Deforche B., Clarys P., Zinzen E. Associations between different types of physical activity and teachers’ perceived mental, physical, and work-related health. BMC Public Health. 2014; 14: 534. https://doi.org/10.1186/1471-2458-14-534

17. Kidger J., Brockman R., Tilling K., Campbell R., Ford T., Araya R., et al. Teachers’ wellbeing and depressive symptoms, and associated risk factors: A large cross sectional study in English secondary schools. J. Affect. Disord. 2016; 192: 76-8. https://doi.org/10.1016/j.jad.2015.11.054

18. Gluschkoff K., Elovainio M., Kinnunen U., Mullola S., Hintsanen M., Keltikangas-Järvinen L., et al. Work stress, poor recovery and burnout in teachers. Occup. Med. (Lond.) 2016; 66(7): 564-70. https://doi.org/10.1093/occmed/kqw086

19. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт; 2018.

20. Шелехова Л.В., Нагоев А.В., Блягоз З.У., Тешев В.А., Глебова К.А. Моббинг как вид деструктивного поведения в образовательных организациях высшего образования. Мир науки. 2016; 4(3). Available at: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN316.pdf

21. Skaalvik E.M., Skaalvik S. Job satisfaction, stress and coping strategies in the teaching profession - What do teachers say? Int. Educ. Stud. 2015; 8(3): 181-92.

22. Fiorilli C., De Stasio S., Benevene P., Iezzi D.F., Pepe A., Albanese O. Copenhagen burnout inventory (CBI): a validation study in an Italian teacher group. TPM Test. Psychom. Methodol. Appl. Psychol. 2015; 22(4): 537-51. https://doi.org/10.4473/TPM22.4.7

23. Benevene P., Fiorilli C. Burnout syndrome at school: a comparison study with lay and consecrated Italian teachers. Mediterr. J. Soc. Sci. 2015; 6(1): 505-6. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n1p501

24. Fiorilli C., Pepe A., Buonomo I., Albanese O. At-Risk teachers: the association between burnout levels and emotional appraisal processes. Open Psychol. J. 2017; 10(1): 127-39. https://doi.org/10.2174/1874350101710010127

25. Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. Психология личности: тесты, опросники, методики. М.: Геликон; 1995.

26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер; 2004.

27. Mott M.S., Robinson D.H., Williams-Black T.H., McClelland S.S. The supporting effects of high luminous conditions on grade 3 oral reading fluency scores. Springerplus. 2014; 3: 53. https://doi.org/10.1186/2193-1801-3-53

28. Solis-Soto M.T., Schön A., Parra M., Radon K. Associations between effort-reward imbalance and health indicators among school teachers in Chuquisaca, Bolivia: a cross-sectional study. BMJ Open. 2019 8; 9(3): e025121. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-025121

29. Araújo T.M., Pinho P.S., Masson M.L.V. Teachers’ work and health in Brazil: thoughts on the history of research, strides, and challenges. Cad. Saude Publica. 2019; 35(Suppl. 1): e00087318. https://doi.org/10.1590/0102-311X00087318

30. Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Кудайбергенова А.Ж., Белявская В.И. Роль эмоционального выгорания и уровня самооценки в формировании соматических заболеваний у преподавателей школ и вузов. Международный журнал экспериментального образования. 2016; (4-2): 318-22

31. Naghieh A., Montgomery P., Bonell Ch. P., Thompson M., Lawrence J. Aber organisational interventions for improving wellbeing and reducing work-related stress in teachers. Cochrane Database Syst Rev. 2015; (4): CD010306. https://doi.org/10.1002/14651858.CD010306

32. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Седова И.В. Роль ответственности в эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016; (1): 26-41.

33. Ветчинникова О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов образовательных организаций. Мир педагогики и психологии. 2019; (1): 244-56.

34. Alker H.J., Wang M.L., Pbert L., Thorsen N., Lemon S.C. Impact of school staff health on work productivity in secondary schools in Massachusetts. J. Sch. Health. 2015; 85(6): 398-404. https://doi.org/10.1111/josh.12266

35. Pressman S.D., Jenkins B.N., Moskowitz J.T. Positive affect and health: what do we know and where next should we Go? Annu. Rev. Psychol. 2018; 70: 627-50. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-102955

36. Brütting J., Druschke D., Spitzer S., Seibt R. health status of long-term sick leave and working female teachers in Germany: a cross-sectional study. Int. J. Occup. Med. Environ. Health. 2018; 31(2): 227-42. https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.01115

37. Ainley J., Carstens R. Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2018 Conceptual Framework. Paris: OECD Publishing, 2018. https://doi.org/10.1787/799337c2-en


Для цитирования:


Катаманова Е.В., Ефимова Н.В., Сливницына Н.В., Белова Л.Ю. Условия труда и состояние здоровья у педагогов. Пилотное исследование. Гигиена и санитария. 2020;99(10):1100-1105. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-10-1100-1105

For citation:


Katamanova E.V., Efimova N.V., Slivnitsyna N.V., Belova L.Yu. Working conditions and health status in teachers. Рilot research. Hygiene and Sanitation. 2020;99(10):1100-1105. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-10-1100-1105

Просмотров: 74


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)