Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Обоснование профиля биомаркеров негативных эффектов у детей в условиях сочетанного воздействия факторов внешней и образовательной сред

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1236-1245

Полный текст:

Аннотация

Введение. Неудовлетворительное качество объектов окружающей среды, факторы внутришкольной среды, напряжённый и интенсивный характер образовательного процесса в начальной школе способны оказывать сочетанное негативное воздействие на здоровье детей.

Материал и методы. Объектами исследования являлись показатели содержания химических веществ в воздухе атмосферном и учебных помещений, питьевой воде; показатели напряжённости учебного процесса, биохимические показатели негативных эффектов у детей 7-10 лет, подвергающихся сочетанному воздействию факторов образовательной среды и гигиенических условий на начальной ступени образования с различными видами программ обучения.

Результаты. Установлено неудовлетворительное качество атмосферного воздуха на территориях образовательных организаций и учебных помещений по содержанию фенола и формальдегида, постоянное присутствие никеля и хрома. В качестве маркера ингаляционной экспозиции обоснован фенол в крови, в качестве маркерных показателей факторов учебной нагрузки - использование в учебном процессе технических средств обучения, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок. Связь с сочетанным воздействием разнородных факторов установлена для классов коморбидных болезней нервной системы и органов пищеварения. В качестве биомаркеров коморбидности у школьников при сочетанном воздействии разнородных факторов обосновано два показателя: ацетилхолинэстераза и пепсиноген I в сыворотке крови.

Заключение. Факторы химической нагрузки и образовательного процесса, биомаркеры коморбидности необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на минимизацию рисков развития коморбидности заболеваний нервной системы и органов пищеварения при сочетанном воздействии разнородных факторов.

Об авторах

Ю. В. Кольдибекова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Марина Александровна Землянова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБО ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Россия

Доктор мед. наук, проф., зав. отделом биохимических и цитогенетических методов диагностики ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 614045, Пермь.

e-mail: zem@fcrisk.ru



Н. В. Зайцева
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


М. Ю. Цинкер
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


В. М. Ухабов
ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера»
Россия


Список литературы

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; 15(6): 4-9.

2. Писарева А.Н. Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников. Медицинский альманах. 2017; (2): 49-52.

3. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году». М.; 2019.

4. Беляков В.А., Васильев А.В. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей. Гигиена и санитария. 2003; 82(4): 33-4.

5. Oliveira M., Slezakova K., Delerue-Matos C., Pereira M.C., Morais S. Assessment of air quality in preschool environments (3-5 years old children) with emphasis on elemental composition of PM 10 and PM 2.5. Environ. Pollut. 2016; 214: 430-9. https://doi.org/10.1016/j.envpol.2016.04.046

6. Tan S.Y., Praveena S.M., Abidin E.Z., Cheema M.S. Heavy metal quantification of classroom dust in school environment and its impacts on children health from Rawang (Malaysia). Environ. Sci. Pollut. Res. Int. 2018; 25(34): 34623-35. https://doi.org/10.1007/s11356-018-3396-x

7. Иванов Д.О., Орел В.И. Современные особенности здоровья детей мегаполиса. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1(1): 6-11.

8. Дременкова Ю.Е. Гигиенические особенности организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2006; 14(1): 88-92.

9. Амгалан Г., Погорелова И.Г. Школьная среда и факторы риска влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся [обзорная статья]. Международный научно-исследовательский журнал. 2015; (1-4): 8-12.

10. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и соавт. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; (1): 66-83. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.08

11. Camilleri M., Bharucha A.E. Disturbances of gastrointestinal motility and the nervous system. In: Aminoff M.J. Neurology and General Medicine. New York: Elsevier; 2014: 255-71. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-407710-2.00014-x

12. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 552-8. https://doi.org/10.18821/0016-99002016-95-6-552-558

13. Arai E., Arai M., Uchiyama T., Higuchi Y., Aoyagi K., Yamanaka Y., et al. Subthalamic deep brain stimulation can improve gastric emptying in Parkinson’s disease. Brain. 2012; 135(Pt. 5): 1478-85. https://doi.org/10.1093/brain/aws086

14. Савина А.А., Леонов С.А., Сон И.М., Фейгинова С.И. Вклад отдельных возрастных групп населения в формирование общей заболеваемости по данным обращаемости в федеральных округах Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2018; (3): 1-13. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2018-61-3-1

15. Иванов Д.О., Орел В.И. Современные особенности здоровья детей мегаполиса. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1(1): 6-11.

16. Ивашкин В.Т., Маев И.В., Шульпекова Ю.О., Баранская Е.К., Охлобыстин А.В., Трухманов А.С. и соавт. Клинические рекомендации Российской гастроэнтерологической ассоциации по диагностике и лечению дискинезии желчевыводящих путей. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2018; 28(3): 63-80.

17. Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; VI(2): 4-13.

18. Шашель В.А., Подпорина Л.А., Панеш Г.Б., Пономаренко Д.С., Добряков П.Е. Возрастные особенности вегетативного статуса у детей с синдромом вегетативной дистонии. Кубанский научный медицинский вестник. 2017; 24(4): 169-72. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2017-24-4-169-172

19. Койчубеков Б.К., Сорокина М.А., Мхитарян К.Э. Определение размера выборки при планировании научного исследования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; (4): 71-4.

20. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. М.: Медиа Сфера; 1998.

21. Гланц С.A. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М.: Практика; 1999.

22. Ошева Л.В., Штина И.Е., Валина С.Л. Сравнительная характеристика заболеваемости учащихся общеобразовательных учреждений с различной интенсивностью учебного процесса. В кн.: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей». Пермь; 2018: 378-83.

23. Halliwell B., Packer L., Prilipco L., Christen Y. Reactive oxygen species and the central nervous system. in: Packer L., Prilipko, L., eds. Free Radical in the Brain. Berlin: Springer; 1992: 21-40. https://doi.org/10.1007/978-3-642-77609-0_2

24. Lutskiy M.A., Zemskov A.M., Smelyanets M.A., Lushnikova Yu.P. Formation of oxidative stress, a component of the complex pathogenesis of the socially significant diseases of the nervous system - stroke and multiple sclerosis. Fundamental’nye issledovaniya. 2014; (10-5): 924-9. (in Russian)

25. Lutskiy M.A., Lushnikova Yu.P., Kuksova T.V., Smelyanets M.A. Lipid and protein free-radical oxidation as a universal vital process of the organism. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2014; (12): 24-8. (in Russian)

26. Petrov K.A., Kharlamova A.D., Nikol’skiy E.E. Cholinesterases: the opinion of neurophysiologist. Geny i Kletki. 2014; 9(3-2): 160-7. (in Russian)

27. Gomazkov O.A. Neurotrophins: the therapeutic potential and concept of minipeptides. Neyrokhimiya. 2012; 6(3): 163-72.


Для цитирования:


Кольдибекова Ю.В., Землянова М.А., Зайцева Н.В., Цинкер М.Ю., Ухабов В.М. Обоснование профиля биомаркеров негативных эффектов у детей в условиях сочетанного воздействия факторов внешней и образовательной сред. Гигиена и санитария. 2020;99(11):1236-1245. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1236-1245

For citation:


Koldibekova Yu.V., Zemlyanova M.A., Zaitseva N.V., Tsinker M.J., Ukhabov V.M. Substantiation of the biomarker profile of negative indicators in children under conditions of the combined influence of environmental and educational factors. Hygiene and Sanitation. 2020;99(11):1236-1245. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1236-1245

Просмотров: 62


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)