Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Сравнительная характеристика функционального состояния вегетативной и центральной нервной систем у учащихся в зависимости от наличия и степени миопии

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-4-394-398

Полный текст:

Аннотация

Введение. В связи с растущей распространённостью близорукости среди детей и подростков, которая в некоторых странах уже достигает эпидемического уровня, существует острая необходимость в новых подходах к управлению и поиска скрининговых индикаторов риска её развития и ключевых точек в её стабилизации. С учётом факта того, что развитие и прогрессирование миопии может быть связано с вегетативными влияниями нервной системы, становится актуальным исследование особенностей становления вегетативного статуса у детей в зависимости от наличия и степени близорукости.

Материал и методы. У 380 учащихся 5–10-х классов с миопией слабой степени (1-я группа), с миопией средней степени
(2-я группа), без миопии (3-я группа) проведена оценка функционального состояния вегетативной нервной системы по показателям вариабельности сердечного ритма и центральной нервной системы и умственной работоспособности с помощью вариационной хронорефлексометрии.

Результаты. Максимальное число учащихся с миопией зафиксировано у восьмиклассников – 40%, а также пятиклассников – 39,4%. Установлено, что по мере усиления миопической рефракции у школьников нарастает дисбаланс вегетативной нервной системы. Так, у 42,8% учащихся с миопией лёгкой степени имела место ваготония, у 42% – эйтония и лишь у 15,2% симпатикотония; в то время как у учащихся с миопией средней степени тяжести в 75% случаев выявлено напряжение систем регуляции за счёт чрезмерного тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, приводящей к неэкономной работе сердечно-сосудистой системы и резкому снижению функциональных резервов организма у 50–70% учащихся.

Заключение. Рассмотрение взаимосвязи миопии с вегетативным статусом и функциональным состоянием центральной нервной системы предлагает новые направления к существующим концепциям управления миопией среди детей и подростков школьного возраста, которые могут стать отправной точкой для решения проблемы профилактики миопии и её прогрессирования.

Об авторах

Н. П. Сетко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Екатерина Владимировна Булычева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, 460000, Оренбург.

e-mail: e-sosnina@mail.ru



И. А. Ясин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


А. Е. Апрелев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Скоблина Н.А., Добрук И.В., Цамерян А.П. и соавт. Использование технологий «Кабинет охраны зрения детей» в образовательной организации. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (2): 39-42.

2. Кучма В.Р. 2018-2027 годы - Десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (3): 4-14.

3. Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина; 1999. 288 с.

4. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент

5. Покровский В.М. Формирование ритма сердца в организме человека и животных. Краснодар: Кубань-Книга; 2007. 143 с.

6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (3): 22-7.

7. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмурсткий университет; 2009. 259 с.

8. Горбачевская И.Н., Орел В.И., Бржеский В.В., Ершова Р.В. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников. Педиатр. 2019; (5): 35-41.

9. Ma Y., Qu X., Zhu X. et. al. Age-Specific Prevalence of Visual Impairment and Refractive Error in Children Aged 3-10 Years in Shanghai, China. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2016; 57 (14): 6188-96.

10. Morgan I., Rose K. How genetic is school myopia? Prog Retin Eye Res. 2005; 24 (1): 1-38.

11. Morgan I.G., Rose K.A. Myopia and international educational performance. Ophthalmic Physiol Opt. 2013; 33 (3): 329-38.

12. Rudnicka A.R., Kapetanakis V.V., Wathern A.K. et al. Global variations and time trends in the prevalence of childhood myopia, a systematic review and quantitative meta-analysis: implications for aetiology and early prevention. Br J Ophthalmol. 2016; 100 (7): 882-90.

13. Wu J.F., Bi H.S., Wang S.M. et al. Refractive error, visual acuity and causes of vision loss in children in Shandong, China. The Shandong Children Eye Study. PLoS One. 2013; 8 (12): e82763.

14. Na K.S., Lee N.Y., Park S.H. et al. Autonomic dysfunction in normal tension glaucoma: the short-term heart rate variability analysis. J Glaucoma. 2010; 19: 377-81.

15. Riccadonna M., Covi G., Pancera P. et al. Autonomic system activity and 24-hour blood pressure variations in subjects with normal-and high-tension glaucoma. J Glaucoma. 2003; 12: 156-63.

16. Wolffsohn J.S, Flitcroft D.I., Gifford K.L. et. al. IMI - Myopia Control Reports Overview and Introduction. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2019; 60 (3): M1-M19. https://doi.org/10.1167/iovs.18-25980

17. Sabel B.A., Wang J., Cárdenas-Morales L. et al. Mental stress as consequence and cause of vision loss: the dawn of psychosomatic ophthalmology for preventive and personalized medicine. The EPMA journal. 2018; 9 (2): 133-60. https://doi.org/10.1007/s13167-018-0136-8

18. Avetisov E.S., Gundorova R.A., Shakarian A.A. et al. Effects of acute psychogenic stress on the state of several functions of the visual analyzer. Vestn Oftalmol. 1991; 107 (1): 17-9. (in Russian) http://www.biomedsearch.com/nih/Effects-acute-psychogenic-stress-state/2035197.html

19. Angi M., Rupolo G., De Bertolini C. et al. Personality, psychophysical stress and myopia progression. Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. 1993; 231: 136-40.

20. Gawron V.J. Ocular accommodation, personality, and autonomic balance. Am J Optom Physiol Opt. 1983; 60 (7): 630-9.

21. Faiq M.A., Dada R., Kumar A. et al. Brain: The Potential Diagnostic and Therapeutic Target for Glaucoma. CNS Neurol Disord Drug Targets. 2016; 15 (7): 839-44.

22. Gupta N., Ang L.C., De Tilly L.N. et al. Human glaucoma and neural degeneration in intracranial optic nerve, lateral geniculate nucleus, and visual cortex. Br J Ophthalmol. 2006; 90: 674-8.

23. Gupta N., Yücel Y.H. What changes can we expect in the brain of glaucoma patients? Surv Ophthalmol. 2007; 52: 122-6.

24. Ершова Р.В., Бржеский В.В., Соколов В.О., Кравченко Е.А. Характеристика основных показателей компьютерной аккомодографии у школьников с миопией и эмметропией. Российская педиатрическая офтальмология. 2017; (3): 133-8


Для цитирования:


Сетко Н.П., Булычева Е.В., Ясин И.А., Апрелев А.Е. Сравнительная характеристика функционального состояния вегетативной и центральной нервной систем у учащихся в зависимости от наличия и степени миопии. Гигиена и санитария. 2020;99(4):394-398. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-4-394-398

For citation:


Setko N.P., Bulycheva E.V., Yasin I.A., Aprelev A.E. Comparative characteristics of the functional state of the Autonomous and Central nervous systems depending on the presence and degree of myopia in students. Hygiene and Sanitation. 2020;99(4):394-398. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-4-394-398

Просмотров: 55


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)