Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Изменения функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у детей с нарушениями зрения в период возрастного развития с 4 до 10 лет

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-3-261-267

Полный текст:

Аннотация

Введение. Наиболее частым нарушением возрастного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте являются нарушения зрения. Такие дети нуждаются в оздоровительно-коррекционных мероприятиях на основе научных знаний об особенностях их психофизиологических функций.

Цель исследования – выявить возрастные изменения функций кровообращения и центральной нервной системы у здоровых детей и детей с нарушениями зрения 4–10 лет.

Материалы и методы. Применяли электрокардиографию, электроэнцефалографию, регистрацию нейродинамических функций, анализ тактильной функции, самооценку тревожности. Всего обследованы 380 детей.

Результаты. У испытуемых с нарушением зрения выявлено усиление возрастного гетерохронизма в развитии психофизиологических функций. Показатели точности отсчёта временных промежутков и тактильной чувствительности кожи пальцев у них были выше, а показатели физического развития, кинематометрии, подвижности нервных процессов у многих возрастных групп ниже, чем у здоровых. Такие адаптационные изменения сопровождались ростом функционального напряжения. Так, например, у дошкольников в период с 4 до 6 лет при анализе структуры сердечного ритма отмечено увеличение значений индекса напряжения (с 148,08 ± 3,32 до 220,08 ± 3,62 усл. ед.; Р < 0,05).

Заключение. Судя по высоким значениям показателей активности центральных механизмов регуляции сердечного ритма, тревожности, характеру биоэлектрических изменений на ЭЭГ, предполагается, что «цена» возрастной адаптации у детей с сенсорными нарушениями повышается, что способствует развитию дезадаптации. Сделано заключение о необходимости разработки эффективных средств психофизической коррекции детей с нарушениями зрения с учётом характера возрастных изменений психофизиологических функций.

Об авторах

Татьяна Владимировна Попова
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
Россия

Доктор биол. наук, профессор, ведущий эксперт НИЦ спортивной науки Института спорта, туризма и сервиса ФГАОУ ВО ЮУрГУ (НИУ), 454080, Челябинск.

e-mail: tati.popova2010@yandex.ru



Е. Г. Кокорева
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» Министерства спорта РФ
Россия


О. Г. Коурова
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
Россия


Список литературы

1. Нефедовская Л.В. Исследование качества жизни детей с нарушением зрения. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(1): 10-3

2. Gwiazda J., Hyman L., Dong L.M., Everett D., Norton T., Kurtz D., et al. Factors associated with high myopia after 7 years of follow-up in the Correction of Myopia Evaluation Trial (COMET) cohort. Ophthalmic Epidemiol. 2007; 14(4): 230-7. https://doi.org/10.1080/01658100701486459

3. Викторова О.Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Проблемы современного педагогического образования. 2017; (54-5): 301-7.

4. Григорьева Л.П. Влияние факторов депривации на перцептивно-когнитивное развитие детей. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; (16): 128-37.

5. Карпенко Ю.Д. Физиологические возрастно-половые особенности адаптации детей к учебным нагрузкам. Фундаментальные исследования. 2011; (2): 73-7.

6. Попова Т.В., Кокорева Е.Г. Физическое развитие детей 7-10 лет с депривацией зрения и слуха. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013; (5): 20-2.

7. Wu P.C., Tsai C.L., Hu C.H., Yang Y.H. Yang Effects of Outdoor Activities on Myopia Among Rural School Children in Taiwan. Ophthalmic Epidemiol. 2010; 17(5): 338-42. https://doi.org/10.3109/09286586.2010.508347

8. Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Информативность методик оценки физического развития детей и подростков. В кн.: Баранов А.А., Кучма В.Р., ред. Сборник материалов «Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации». Выпуск VI. М.: ПедиатрЪ; 2013: 64-8.

9. Баламутова Н.М., Положий В.М., Чумаков О.В. Методика оценки физической подготовленности студентов юридической академии с учетом их индивидуальных антропометрических характеристик. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008; (4): 8-11.

10. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер; 2005.

11. Немов Р.С., Яценко Д.А. Пути методологического анализа современных теорий личности. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2012; (4): 5-14.

12. Баевский Р.М., Семенов Ю.Н. Комплекс для обработки кардиоинтервалограмм и анализа вариабельности сердечного ритма Варикард 2.51. Рязань: Рамена; 2007.

13. Фарбер Д.А., Петренко Н.Е. Формирование механизмов опознания неполных изображений в предшкольном и младшем школьном возрасте. Физиология человека. 2012; 38(5): 15-8.

14. Апрелев А.Е., Сетко Н.П., Караулова Е.С., Пашинина Р.В., Бейлина Е.Б., Лозинский А.С. Зависимость объема аккомодации от преобладания вида вегетативного тонуса центральной нервной системы у студентов с миопией различной степени. Медицинский вестник Башкортостана. 2015; 10(2): 88-91.

15. Hubel D.H., Wiesel T.N, Yeagle E.M., Lafer-Sousa R., Conway B.R. Binocular stereoscopy in visual areas V-2, V-3, and V-3A of the macaque monkey. Cereb. Cortex. 2015; 25(4): 959-71. https://doi.org/10.1093/cercor/bht288

16. Glasser M.F., Coalson T.S., Robinson E.C., Hacker C.D., Harwell J., Yacoub E., et al. A multi-modal parcellation of human cerebral cortex. Nature. 2016; 536(7615): 171-8. https://doi.org/10.1038/nature18933

17. Кожушко Н.Ю., Пономарев В.А., Матвеев Ю.К., Евдокимов С.А. Возрастные особенности формирования биоэлектрической активности мозга у детей с отдаленными последствиями перинатального поражения ЦНС. Сообщение II. Типология ЭЭГвнорме и при нарушениях психического развития. Физиология человека. 2011; 37(3): 5-12

18. Blaufox A.D., Sleeper L.A., Bradley D.J., Breitbart R.E., Hordof A., Kanter R.J., et al. Functional status, heart rate, and rhythm abnormalities in 521 Fontan patients 6-18 years of age. J. Thorac. Cardiovasc. Surg. 2008; 136(1): 100-7. https://doi.org/10.1016/j.jtcvs.2007.12.024

19. Гурова О.А. Вариабельность сердечного ритма у детей дошкольного возраста. Новые исследования. 2009; (3): 33-7.

20. Дычко Е.А., Дычко В.В., Флегонтова В.В., Пикинер Д.С. Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения. Вестник Читинского государственного университета. 2011; (9): 123-9.

21. Попова Т.В., Кокорева Е.Г. Системные изменения в организме школьников с сенсорными нарушениями при воздействии коррекционно-оздоровительных программ. Системная интеграция в здравоохранении. 2008; (2): 50-4.

22. Dai S. Visual impairment in children from myopia: can it be prevented? Clin. Exp. Ophthalmol. 2010; 38(3): 229-30. https://doi.org/10.1111/j.1442-9071.2010.02271.x

23. Simkin S.K., Misra S.L., Kasture A., McGhee C.N., Dai S. Clinical applicability of the Saccadic Vector Optokinetic Perimeter in children with and without visual impairment. Clin. Exp. Ophthalmol. 2019; 102(1): 70-8. https://doi.org/10.1111/cxo.12803


Для цитирования:


Попова Т.В., Кокорева Е.Г., Коурова О.Г. Изменения функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у детей с нарушениями зрения в период возрастного развития с 4 до 10 лет. Гигиена и санитария. 2021;100(3):261-267. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-3-261-267

For citation:


Popova T.V., Kokoreva E.G., Kourova O.G. Changes in blood circulation and the central nervous system functions in 4–10 year children with visual impairment. Hygiene and Sanitation. 2021;100(3):261-267. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-3-261-267

Просмотров: 22


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)