Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Дистанционный контроль соблюдения требований санитарного законодательства: цели, задачи, перспективы внедрения

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1024-1034

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены основные положения проекта «Концепции внедрения форм дистанционного контроля/мониторинга соблюдения требований (дистанционный/бесконтактный надзор) санитарного законодательства». Документ разработан согласно «Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» и в развитие положений федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Определено, что целями внедрения дистанционных форм надзора является совершенствование системы государственного контроля при общем снижении административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, выявление на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности организаций и принятие упреждающих мер государственного реагирования на нарушение законодательства. Концепцией установлено, что ключевым отличием дистанционного контроля от контактных, очных форм является максимально полное использование и наукоёмкая обработка данных о хозяйствующем субъекте, накопленных в информационном поле. Информационное поле формируется ведомственными базами данных, накапливаемыми в структуре Единой информационной системы Роспотребнадзора (ЕИАС) и внешними государственными, муниципальными и иными базами данных. Анализ осуществляется посредствам удалённого доступа к информации. Дистанционный контроль предполагает постепенное, но существенное расширение применения аппаратных средств фиксации состояния объектов и процессов (аудио-, фото-, видеоинструментария, датчиков измерения параметров объектов). Информационную и аналитическую поддержку всего цикла действий дистанционного контрольно-надзорного мероприятия обеспечивает интеллектуальная информационная система. Функционирование интеллектуальной системы предполагает применение современных методов машинной обработки больших данных (Big Data), включая элементы искусственного интеллекта на основе машинного обучения искусственных нейронных сетей. Генерируемые данные поступают в общее хранилище ЕИАС для сопряжённой обработки результатов дистанционного и контактного надзора, а также системного комплексного анализа с привлечением данных социально-гигиенического мониторинга, иных ведомств.

Поэтапное внедрение дистанционного контроля в деятельность службы требует совершенствования нормативно-правовой, методической и материально-технической базы, а также развитие кадрового потенциала в направлении повышения компьютерной грамотности специалистов-экспертов, лиц, отвечающих за обслуживание информационной системы, её администрирования, обеспечения бесперебойной работы.

Показано, что внедрение форм дистанционного контроля с применением информационно-аналитической системы может снижать от 15 до 60% трудозатрат за счёт снижения времени проведения одной плановой проверки, сокращения трудозатрат инспекторов и специалистов поднадзорных объектов, расширения спектра проверяемых объектов.

Участие авторов:

Попова А.Ю. — концепция исследования, редактирование;

Зайцева Н.В. — дизайн исследования, написание текста;

Май И.В. — дизайн исследования, сбор данных литературы, написание текста;

Кирьянов Д.А. — сбор и обработка материала;

Колесник П.А. — сбор и обработка материала.

Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. 

Поступила: 17.08.2021 / Принята к печати: 28.09.2021 / Опубликована: 31.10.2021

Об авторах

А. Ю. Попова
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России
Россия


Н. В. Зайцева
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
Россия


Ирина Владиславовна Май
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
Россия

Доктор биол. наук, профессор, зам. директора по научной работе ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения».

e-mail: may@fcrisk.ru



Д. А. Кирьянов
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
Россия


П. А. Колесник
Управление Роспотребнадзора по Ивановской области
Россия


Список литературы

1. Майоров В.И. Административная реформа в России: совершенствование государственного управления на основе концепции нового государственного менеджмента. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017; 41(3): 109-16.

2. Божукова Е.М., Чечулина А.А. Реформа контрольной (надзорной) деятельности. Вопросы российского и международного права. 2021; 11(3-1): 101-10. https://doi.org/10.34670/AR.2021.30.49.037

3. Елагин А.Г., Кирюхин В.В. Формирование новой контрольно-надзорной модели обеспечения безопасности. Административное право и процесс. 2019; (8): 61-4.

4. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А. О развитии системы риск-ориентированного надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Анализ риска здоровью. 2015; (4): 4-12.

5. Плаксин С.М., Абузярова И.А. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2019. М.; 2020.

6. Awaysheh F.M., Alazab M., Gupta M., Pena T.F., Cabaleiro J.C. Next-generation big data federation access control: A reference model. Future Gener. Comput. Syst. 2020; (108): 726-41

7. Зубарев С.М. Цифровизация государственного управления: новая административная реформа? Административное право и процесс. 2020; (7): 62-6. https://doi.org/10.18572/2071-1166-2020-7-62-66

8. Машкина Н.А., Муковнина А.А. Цифровые финансы как часть мировой экономики. ЦИТИСЭ. 2019; 22(5): 324-34. https://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.29

9. Ермоленко О.М. Особенности организации дистанционного банковского надзора в РФ. Естественно-гуманитарные исследования. 2019; 24(2): 24-7.

10. Заложнев А., Пахомов С., Черкунов Л. Разработка и сопровождение банковских информационных систем. Подходы и принципы. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2015; (1): 248-51.

11. Sadchykova I.V., Sadchykov V.S., Krasnianska Yu.V. Structure and concept of the automatic banking systems operating: domestic and foreign experience. Scientific Bulletin of Polissia. 2017; 10(2-2): 85-93. https://doi.org/10.25140/2410-9576-2017-2-2(10)-94-103

12. Тезисы MBA CIO весна 2014. Шерковцев А.В. Стратегия развития информационно-аналитической системы «RS-DataHouse» компании R-Style Softlab в краткосрочной перспективе. Системы управления бизнес процессами. Available at: https://journal.itmane.ru/node/1076

13. Данилова А.Д. Дистанционный контроль с использованием риск-ориентированной системы в контрольно-надзорной деятельности налоговой службы. Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. В кн.: Материалы II Международного научного форума» Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин». М.; 2018: 85-90.

14. Консультант Плюс. Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Available at: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

15. Рысина В.Н. Промышленный Internet: возможности удаленной диагностики и контроля. Автоматизация в промышленности. 2015; (8): 42-6.

16. Abushenko N.A., Bartalev S.A., Belyaev A.I., Ershov D.V., Zakharov M.Y., Loupian E.A., et al. Near real-time satellite monitoring of Russia for forest fire protection. Mapping science and remote sensing. 1999; 36(1): 54-61

17. Пономарев Е., Сухинин А. Использование информации с ИСЗ NOAA для пространственной оценки пожарной опасности лесных территорий. Сибирский экологический журнал. 2001; (5): 577-89.

18. Васильева М.А. Дистанционный мониторинг в расследовании незаконных рубок лесных насаждений. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014; 26(3): 142-5.

19. Самуленко Д.А., Мельников И.Н., Сапунов М.В., Донченко В.К., Кузнецов А.Д. Различие дневных и ночных профилей шапки загрязнений в центре Санкт-Петербурга. Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2015; 12(6): 81-96.

20. Жижин Н.Н., Дьяков М.С., Ходяшев М.Б. Анализ средств управления качеством атмосферного воздуха в условиях крупного города. Анализ риска здоровью. 2019; (4): 50-9.

21. Николаев А.Н. Дистанционный лазерный мониторинг загрязненности атмосферы газообразными компонентами. Лазер-информ. 2004; (7): 1-8.

22. Костяной А.Г., Лаврова О.Ю., Митягина М.И. Комплексный спутниковый мониторинг нефтяного загрязнения морей России. Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. 2009; 22: 235-66.

23. Brekke C., Solberg A. Oil spill detection by satellite remote sensing. Remote Sens. Environ. 2005; (5): 1-13.

24. Paris suburb pioneers ‘noise radar’ to fine roaring motorcycles. Reuters. Available at: https://www.reuters.com/article/us-france-noise-motorcycles/paris-suburb-pioneers-noise-radar-to-fine-roaring-motorcycles-idUSKCN1VK1AA

25. Box G.E.P., Jenkins G.M., Reinsel G.C., Ljung G.M. Time Series Analysis: Forecasting and Control. New Jersey; 2015.


Рецензия

Для цитирования:


Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Колесник П.А. Дистанционный контроль соблюдения требований санитарного законодательства: цели, задачи, перспективы внедрения. Гигиена и санитария. 2021;100(10):1024-1034. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1024-1034

For citation:


Popova A.Yu., Zaitseva N.V., May I.V., Kiryanov D.A., Kolesnik P.A. Distant control of sanitary legislation compliance: goals, objectives, prospects for implementation. Hygiene and Sanitation. 2021;100(10):1024-1034. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1024-1034

Просмотров: 112


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)