Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Особенности формирования нарушений осанки у детей в период школьного обучения

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-6-655-661

Аннотация

Введение. В структуре школьной заболеваемости патология опорно-двигательного аппарата стабильно занимает ведущие позиции.

Цель исследования — изучение особенностей развития нарушений осанки у школьников в разные периоды школьного образования.

Материалы и методы. Проведено клиническое обследование 72 младших школьников (средний возраст 8,19 ± 0,32 года), 87 учащихся основной школы (12,94 ± 0,24 года), 54 старшеклассников (16,65 ± 0,21 года). Состояние костно-мышечной системы оценивалось по данным врачебного осмотра, результатам лабораторной (фосфорно-кальциевый обмен) и функциональной диагностики (метод КОМОТ, ультразвуковая остеоденситометрия, биоимпедансный анализ состава тела).

Результаты. Патология опорно-двигательного аппарата встречалась у 77–83,3% школьников и проявлялась у каждого второго ученика начальной и основной школы деформирующей дорсопатией, а у каждого второго старшеклассника – сколиозом, при этом вероятность развития сколиоза в старших классах была выше до 5,9 раза. У младших школьников преимущественно развивались ротированная осанка (28,4%) и вогнутая спина (11,1%), сопровождающиеся снижением фазового угла, доли активной мышечной массы и развитием остеопении в ¼ случаев. В средних классах у 16,1–26,1% детей встречались ротированная осанка, круглая, сутулая спина, у 57,9% школьников было выявлено снижение ионизированного кальция в крови, у 28% — развитие остеопении и снижение доли тощей массы. У старшеклассников развитие сколиоза (51,9%) и кругло-вогнутой спины (24,1%) сопровождались снижением содержания фосфора, щелочной фосфатазы, развитием выраженной остеопении (18,4% случаев) и уменьшением доли минеральной массы. Вероятность формирования трёхплоскостных нарушений осанки у подростков выпускных классов выше до 3,3 раза.

Ограничения исследования. Результаты исследований могут быть экстраполированы только на популяцию детей обоих полов в возрасте 7–17 лет.

Заключение. Выявленные особенности развития нарушений осанки у детей могут быть использованы при реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях, для усовершенствования гигиенических и учебно-организационных подходов к условиям школьного обучения.

Соблюдение этических стандартов. Скрининговое исследование проводилось после получения письменного добровольного информированного согласия законных представителей детей и в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации (с изменениями и дополнениями 2008 г.), Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика» (ICH E6 GCP), одобрено Этическим комитетом ФБУН «ФНЦ МПТ УРЗН» (протокол № 2, 2016 г.).

Участие авторов:
Маклакова О.А. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи;
Вандышева А.Ю. — сбор и обработка материала, написание текста;
Штина И.Е. — сбор и обработка материала, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;
Валина С.Л. — редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 11.04.2022 / Принята к печати: 08.06.2022 / Опубликована: 26.06.2022

Об авторах

Ольга Анатольевна Маклакова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Доктор мед. наук, зав. консультативно-поликлиническим отделением ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь, Россия.

e-mail: olga_mcl@fcrisk.ru



А. Ю. Вандышева
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


И. Е. Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


С. Л. Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Синельников И.Ю. Состояние здоровья российских школьников: факторы влияния, риски, перспективы. Наука и образование. 2016; (3): 155-64.

2. Сетко А.Г., Тришина С.П., Терехова Е.А., Мокеева М.М. Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (6): 26-9.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 990-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

4. Федько Н.А., Калмыкова А.С., Муравьева В.Н. Джанибекова А.С., Калмыкова В.С. Состояние здоровья школьников в современной образовательной среде. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2019; 14(4): 701-3. https://doi.org/10.14300/mnnc.2019.14175

5. Сизова Н.Н., Исмагилова Ю.Д. Анализ состояния здоровья современных школьников. Международный научно-исследовательский журнал. 2020; (5-3): 133-7. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.109

6. Бадеева Т.В., Богомолова Е.С., Матвеева Н.А., Шапошникова М.В., Котова Н.В., Олюшина Е.А. и др. Оценка приоритетных факторов риска здоровью городских школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2016; (3): 42-7.

7. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (5): 30-4. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-302-5-30-34

8. Рзянкина М.Ф., Костромина С.А., Васильева Ж.Б. Школьная медицина: итоги и преспективы развития научного направления. Дальневосточный медицинский журнал. 2020; (3): 124-9. https://doi.org/10.35177/1994-5191-2020-3-124-129

9. Шавалиев Р.Ф., Куликов О.В., Самолина И.В., Фархутдинова Г.М. Итоги профилактических осмотров детей 0-17 лет в Республике Татарстан за 2013-2015 гг. Практическая медицина. 2016; (7): 119-23.

10. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2015; (1): 97-104.

11. Zhang H., Guo C., Tang M., Liu S., Li J., Guo Q., et al. Prevalence of scoliosis among primary and middle school students in Mainland China: a systematic review and meta-analysis. Spine (Phila Pa 1976). 2015; 40(1): 41-9. https://doi.org/10.1097/brs.0000000000000664

12. Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. «Школьная патология» у детей, начавших образование в разном возрасте. Экология человека. 2013; (3): 16-20.

13. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н. Диагностика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы современных школьников: подходы, терминология, классификация. Вопросы современной педиатрии. 2009; (3): 10-3.

14. Информационный бюллетень ВОЗ. Заболевания опорно-двигательного аппарата. 08 февраля 2021. Доступно: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions

15. Елисеева Ю.В., Дубровина Е.А., Елисеев Ю.Ю., Истомин А.В. Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2017; (4): 35-7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-289-4-35-37

16. Полякова А.Н., Селезнева Е.В., Денисова Н.Б., Позднякова Т.В. Средовые факторы образовательного учреждения и состояние здоровья учащихся. Вестник новых медицинских технологий. Электронный журнал. 2013; (1): 242.

17. Бузинов Р.В., Аверина Е.А., Унгуряну Т.Н. Влияние условий образовательной среды на состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста на территории Архангельской области. Анализ риска здоровью. 2015; (3): 27-32.

18. Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019; (3): 98-103. https://doi.org/10.24411/2075-4094-2019-16380

19. Скоблина Н.А., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А., Булацева М.Б. Особенности режима дня и образа жизни современных старших школьников. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018; (2): 44-51.

20. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающихся и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 135-43. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.16

21. Мальцев С.В., Мансурова Г.Ш., Колесниченко Т.В., Зотов Н.А. Минеральная плотность кости у детей в разные возрастные периоды. Практическая медицина. 2013; (6): 106-8.

22. Мансурова Г.Ш., Рябчиков И.В., Мальцев С.В., Зотов Н.А. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017; (5): 187-91.

23. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(6): 10.

24. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (3): 15-7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-300-3-15-17

25. Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов электронной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. Электронный журнал. 2013; (1): 242.

26. Батршин И.Т. Вертебральная деформация у детей и организация диспансерной помощи. Травматология и ортопедия России. 2011; (4): 118-22.

27. Мыльникова Т.А., Садовая Т.Н., Шалыгина А.В. Об опыте организации и результатах скринингового обследования деформаций позвоночника у школьников в Новосибирской области. Социальные аспекты здоровья населения. 2017; (5): 1-13.

28. Батршин И.Т., Псянчин Т.С., Юнусов Д.И., Фархшатов А.В., Гумеров А.А. Особенности осанки детей Западной Сибири и Башкортостана. Медицинский вестник Башкортостана. 2012; 7(4): 5-9.

29. Сарнадский В.Н., Михайловский М.В., Садовая Т.Н., Орлова Т.Н., Кузнецов С.Б. Распространеность структурального сколиоза среди школьников Новосибирска по данным компьютерной топографии. Бюллетень сибирской медицины. 2017; (1): 80-91. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2017-1-80-91

30. Багриновская И.Л. Исследование сопоставимости оценки углов сколиотической деформации позвоночника начальных стадий по данным рентгена и компьютерной оптической топографии. Хирургия позвоночника. 2014; (3): 32-7. https://doi.org/10.14531/ss2014.3.32-37


Рецензия

Для цитирования:


Маклакова О.А., Вандышева А.Ю., Штина И.Е., Валина С.Л. Особенности формирования нарушений осанки у детей в период школьного обучения. Гигиена и санитария. 2022;101(6):655-661. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-6-655-661

For citation:


Maklakova O.A., Vandysheva A.Yu., Shtina I.E., Valina S.L. Development of postural disorders in schoolchildren. Hygiene and Sanitation. 2022;101(6):655-661. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-6-655-661

Просмотров: 630


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)