

Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов (обзор литературы)
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-589-594
EDN: talsxk
Аннотация
Дистанционное обучение (ДО) широко распространено в высших учебных заведениях. Эпидемия COVID-19 привела к переводу только на ДО студентов в большинстве стран мира. Однако использование ДО сопряжено с рядом факторов риска для здоровья.
Целью обзора было изучение влияния ДО на здоровье студентов.
Выполненный в системах PubMed и elibrary.ru первоначальный поиск литературы позволил выделить 45 788 публикаций, после независимой оценки двумя экспертами осталось 47 полнотекстовых публикаций, содержащих оригинальные данные о влиянии ДО на состояние здоровья студентов. Анализ публикаций позволил установить, что все они посвящены изучению влияния ДO на здоровье обучающихся во время эпидемии COVID-19, что не позволяет разграничить роль ДО и воздействие самоизоляции и страха заболеть ковидом. Большинство исследований не содержит сравнения обнаруженных изменений в состоянии здоровья при традиционном обучении (ТО) и ДО. Основными жалобами студентов, встречавшимися чаще, чем у школьников во время ДО, были болезненные ощущения в глазах, снижение зрения, нарушение сна. Выявленные изменения психического статуса (тревожность, депрессивные проявления) определяются в большей степени не ДО, а влиянием самоизоляции и угрозой болезни. Переход на ДО обусловил увеличение массы тела студентов, снижение физической подготовленности, ухудшение состояния сердечно-сосудистой системы. Более выраженные изменения были отмечены у девушек.
Заключение. Выявленные неблагоприятные изменения здоровья обучающихся в условиях ДО могут быть минимизированы применением ДО в сочетании с ТО и соблюдением гигиенических требований к организации обучения.
Участие авторов:
Бобрищева-Пушкина Н.Д. ‒ дизайн исследования, сбор материала, редактирование;
Кузнецова Л.Ю. ‒ сбор материала, написание текста;
Онищенко Г.Г. ‒ концепция исследования, редактирование окончательного текста.
Все соавторы ‒ утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Поступила: 04.12.2024 / Поступила после доработки: 09.01.2025 / Принята к печати: 26.03.2025 / Опубликована: 27.06.2025
Об авторах
Наталия Дмитриевна Бобрищева-ПушкинаРоссия
Канд. мед. наук, доцент, доцент каф. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГАОУ ВО Первый МГМУ
им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
e-mail: nbobrishevapushkina@mail.ru
Любовь Юльевна Кузнецова
Россия
Канд. мед. наук, доцент, доцент каф. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
Геннадий Григорьевич Онищенко
Россия
Доктор мед. наук, профессор, академик РАН, зав. каф. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
Список литературы
1. Красилова И.Е. Зарубежный опыт использования дистанционного обучения с целью повышения эффективности и доступности педагогического образования. Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2015; 2(2): 9. https://elibrary.ru/vxdjzx
2. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы. Педагогическое образование в России. 2020; (4): 16–26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02 https://elibrary.ru/qynews
3. Viner R.M., Russell S.J., Croker H., Packer J., Ward J., Stansfield C., et al. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: a rapid systematic review. Lancet Child Adolesc. Health. 2020; 4(5): 397–404. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X
4. Сысоева Е.Ю., Стадник Е.Г., Еремин М.В., Кульгачев Ю.И. Психоэмоциональное состояние и работоспособность студента на втором году пандемии коронавируса. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; (10): 382–8. https://elibrary.ru/ngumvw
5. Никифорова С.В. Дистанционное обучение: его влияние на самочувствие студентов. Известия Института систем управления СГЭУ. 2021; (1): 73–6. https://elibrary.ru/lkvfzs
6. Севодин С.В., Газизов Ф.Г., Баширова Д.М. Воздействие дистанционного образования на здоровье студента: оценка с использованием изучения общественного мнения. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023; (8): 287–92. https://elibrary.ru/emxika
7. Рапопорт И.К., Лапонова Е.Д., Гудинова Ж.В., Соколова Н.В., Тикашкина О.В., Васьковская Ю.С. Особенности жизнедеятельности и самочувствие студентов в цифровой среде. Гигиена и санитария. 2022; 101(3): 323–30. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-3-323-330 https://elibrary.ru/ianhga
8. Мамедова С.С., Керимова В.А. Самооценка влияния дистанционного обучения на самочувствие студентов-медиков. В кн.: Сборник материалов 75-я итоговой научной конференции студентов ростовского государственного медицинского университета. Ростов-на-Дону; 2021: 71–2. https://elibrary.ru/ypnzcn
9. Судаков О.В., Судаков Д.В., Якушева Н.В., Шевцов А.Н., Белов Е.В. Оценка изменений в аспектах образа жизни студентов, влияющих на их здоровье, во время пандемии COVID-19. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2021; 83: 36–9. https://elibrary.ru/qxukax
10. Бураева М.Х.Б., Нищенко В.А., Сафроненко А.В. Сравнительная характеристика влияния дистанционного обучения на здоровье и образ жизни студентов Ростова-на-Дону. В кн.: Актуальные проблемы популяризации здорового образа жизни в молодежной среде. Ростов-на-Дону; 2021: 9–10. https://elibrary.ru/cxorqa
11. Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В., Дементьев А.А. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения. Гигиена и санитария. 2020; 99(8): 854–60. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-854-860 https://elibrary.ru/cazyhu
12. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Попов В.И., Маркелова С.В., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А. и др. От традиционного к дистанционному обучению: гигиенические проблемы охраны зрения обучающихся. Гигиена и санитария. 2021; 100(4): 373–9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-373-379 https://elibrary.ru/ftzrtm
13. TMS Collaborative. The perceived impact of the Covid-19 pandemic on medical student education and training – an international survey. BMC Med. Educ. 2021; 21(1): 566. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02983-3
14. Giusti L., Mammarella S., Salza A., Del Vecchio S., Ussorio D., Casacchia M., et al. Predictors of academic performance during the COVID-19 outbreak: impact of distance education on mental health, social cognition and memory abilities in an Italian university student sample. BMC Psychol. 2021; 9(1): 142. https://doi.org/10.1186/s40359-021-00649-9
15. Armstrong-Mensah E., Ramsey-White K., Yankey B., Self-Brown S. COVID-19 and distance learning: effects on Georgia State University School of Public Health Students. Front Public Health. 2020; 8: 576227. https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.576227
16. Li X., Odhiambo F.A., Ocansey D.K.W. The effect of students’ online learning experience on their satisfaction during the COVID-19 pandemic: The mediating role of preference. Front. Psychol. 2023; 14: 1095073. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1095073
17. Пономарев Д.Н., Недюдина Е.И., Желтышева А.Ю. Влияние дистанционного обучения на состояние здоровья студентов государственного медицинского университета имени Вагнера. В кн.: COVID-19 и современное общество: Социально-экономические последствия и новые вызовы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пермь; 2020: 120–5. https://elibrary.ru/uxphmy
18. Кучма В.Р., Седова А.С., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Лапонова Е.Д. и др. Пандемия COVID-19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды. Национальное здравоохранение. 2021; 2(1): 21–31. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31 https://elibrary.ru/jjshvo
19. Петрова Н.А., Янушанец О.И., Адамова Е.А. Влияние условия и организации дистанционного обучения на функциональное состояние организма младших школьников. Профилактическая и клиническая медицина. 2022; (2): 22–30. https://doi.org/10.47843/2074-9120_2022_2_22 https://elibrary.ru/blkdii
20. Болдырева М.Г., Соколова С.Б., Соколова Н.В. Образ жизни и самочувствие студентов до и после режима самоизоляции. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023; (2): 50–62. https://elibrary.ru/wawsoh
21. Бадяева И.В., Коваль Е.А., Курносова Л.Ю., Гусева Л.С. Сравнительный анализ формирования факторов риска для состояния здоровья студентов на дистанционном и очном обучении. В кн.: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных. Ростов-на-Дону; 2022: 17–20. https://elibrary.ru/zswsxi
22. Гавронина Г.А., Гоберман Н.Х. Исследование влияния дистанционного обучения на уровень двигательной активности студентов и их самочувствие. В кн.: Сборник материалов XXXII всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, профессорско-преподавательского состава. Ростов-на-Дону; 2021: 34–8. https://elibrary.ru/fnvvyo
23. Коростелев Т.Ю., Ухова У.С. Особенности изменения психоэмоционального и физического здоровья студентов медицинских университетов в период дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 за 2020–2022 гг. Академическая публицистика. 2022; (11–1): 386–92. https://elibrary.ru/smnzoc
24. Gusman M.S., Grimm K.J., Cohen A.B., Doane L.D. Stress and sleep across the onset of the novel coronavirus disease 2019 pandemic: impact of distance learning on US college students’ health trajectories. Sleep. 2021; 44(12): zsab193. https://doi.org/10.1093/sleep/zsab193
25. Кузьмина О.И., Ашимов С.С., Сидоренко А.В. Влияние дистанционного обучения на уровень физической подготовленности студентов технического вуза. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; (7): 183–6. https://elibrary.ru/pjwelg
26. Mulyadi M., Tonapa S.I., Luneto S., Lin W.T., Lee B.O. Prevalence of mental health problems and sleep disturbances in nursing students during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. Nurse Educ. Pract. 2021; 57: 103228. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2021.103228
27. Saulle R., De Sario M., Bena A., Capra P., Culasso M., Davoli M., et al. School closures and mental health, wellbeing and health behaviours among children and adolescents during the second COVID-19 wave: a systematic review of the literature. Epidemiol. Prev. 2022; 46(5–6): 333–52. https://doi.org/10.19191/EP22.5-6.A542.089
28. Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Котова Н.В., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Лангуев К.А. Гигиенические аспекты дистанционного образования обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (3): 35–9. https://elibrary.ru/rlhadg
29. Gibbs L., Nursey J., Cook J., Ireton G., Alkemade N., Roberts M., et al. Delayed disaster impacts on academic performance of primary school children. Child Dev. 2019; 90(4): 1402–12. https://doi.org/10.1111/cdev.13200
30. Chu Y.H., Li Y.C. The impact of online learning on physical and mental health in university students during the COVID-19 pandemic. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(5): 2966. https://doi.org/10.3390/ijerph19052966
31. Гусева Т.А., Колкова С.М., Ядрышникова Т. Л., Чистохина А. В. Психическое здоровье студентов, обучающихся дистанционно в период пандемии: динамика и предикторы. Гуманитарные науки. 2022; (3): 148–63. https://elibrary.ru/jutvsq
32. Белякова И.Е., Кечерукова М.А., Мурзина Ю.С. Креативность и эмоциональное благополучие студентов в период вынужденного дистанционного обучения: взаимосвязь явлений. Образование и наука. 2022; 24(8): 138–69. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-138-169 https://elibrary.ru/wtzewi
33. Quintiliani L., Sisto A., Vicinanza F., Curcio G., Tambone V. Resilience and psychological impact on Italian university students during COVID-19 pandemic. Distance learning and health. Psychol. Health Med. 2022; 27(1): 69–80. https://doi.org/10.1080/13548506.2021.1891266
34. Song W., Wang Z., Zhang R. Classroom digital teaching and college students’ academic burnout in the post COVID-19 era: a cross-sectional study. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(20): 13403. https://doi.org/10.3390/ijerph192013403
35. Zis P., Artemiadis A., Bargiotas P., Nteveros A., Hadjigeorgiou G.M. Medical studies during the COVID-19 pandemic: the impact of digital learning on medical students’ burnout and mental health. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(1): 349. https://doi.org/10.3390/ijerph18010349
36. Aknin L.B., De Neve J.E., Dunn E.W., Fancourt D.E., Goldberg E., Helliwell J.F., et al. Mental health during the first year of the COVID-19 pandemic: a review and recommendations for moving forward. Perspect. Psychol. Sci. 2022; 17(4): 915–36. https://doi.org/10.1177/17456916211029964
37. Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы. Психологические исследования. 2020; 13(70): 1–12. https://elibrary.ru/ldzxbw
38. Xiong J., Lipsitz O., Nasri F., Lui L.M.W., Gill H., Phan L., et al. Impact of COVID-19 pandemic on mental health in the general population: A systematic review. J. Affect. Disord. 2020; 277: 55–64. https://doi.org/10.1016/j.jad.2020.08.001
39. Пучкова Л.Л. Особенности субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021; 7(4): 150–60. https://elibrary.ru/vahtgx
40. Gewalt S.C., Berger S., Krisam R., Breuer M. Effects of the COVID-19 pandemic on university students’ physical health, mental health and learning, a cross-sectional study including 917 students from eight universities in Germany. PLoS One. 2022; 17(8): e0273928. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0273928
41. Кузнецова Л.В., Зуева Ю.В. Влияние дистанционного формата обучения и самоизоляции на физическую активность студентов университета. Молодежный вестник ИРГТУ. 2023; 13(1): 174–8. https://elibrary.ru/jrmqew
42. Никитин А.С., Гуляков А.А., Колочанова Н.А., Валеев А.М., Мухаметзянов Э.М. Физическая подготовленность студентов высших учебных заведений в условиях внедрения дистанционной формы обучения. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; (3): 310–4. https://elibrary.ru/xmrgsc
43. Маскаева Т.Ю., Жирнова Е.В., Князева Ю.С. Динамика физической подготовленности студентов специальной медицинской группы в период дистанционной формы обучения. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; 11(213): 355–8. https://elibrary.ru/secvqv
44. Мингазова Э.Н., Акимова Л.В., Пожарская Е.Н., Мингазов Р.Н. Риски здоровью детей школьного возраста при дистанционном обучении в первые месяцы распространения COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(1): 588–92. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-588-592 https://elibrary.ru/thmlyq
45. Wang Y. The research on the impact of distance learning on students’ mental health. Educ. Inf. Technol. (Dordr.). 2023; 1–13. https://doi.org/10.1007/s10639-023-11693-w
46. Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г. Гигиенические аспекты адаптации старшеклассников и студентов разного пола в условиях дистанционного обучения. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023; 31(8): 57–64. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-57-64 https://elibrary.ru/yqltix
47. Попова М.А., Щербакова А.Э., Лакомкина А.С., Чистова В.В. Психологические особенности и функциональное состояние центральной нервной системы у студентов после первой волны COVID-19. Вестник психофизиологии. 2021; (3): 63–71. https://doi.org/10.34985/c6328-7130-1909-y https://elibrary.ru/tslvrf
Рецензия
Для цитирования:
Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Онищенко Г.Г. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2025;104(5):589-594. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-589-594. EDN: talsxk
For citation:
Bobrisheva-Pushkina N.D., Kuznetsova L.Yu., Onishchenko G.G. The impact of distance learning on the health in students (literature review). Hygiene and Sanitation. 2025;104(5):589-594. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-589-594. EDN: talsxk