Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Оценка использования студентами Интернета в обычных условиях обучения, в период самоизоляции во время и после пандемии COVID-19

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-9-1158-1164

EDN: momxom

Аннотация

Введение. Широкое использование Интернета в работе, общественной жизни, досуге и общении вызывает как оптимизм, так и обеспокоенность. Вспыхнувшая в 2019 г. пандемия COVID-19 привела к чрезмерному использованию Интернета, а снятие карантина позволило вернуться к привычному его применению для учёбы и работы.

Цель исследования – сравнительный анализ использования Интернета студентами медицинского вуза до, во время и после пандемии COVID-19.

Материалы и методы. В исследовании студентам было предложено оценить, как они чувствовали и вели себя в отношении использования Интернета за последние шесть месяцев. Была использована анкета «Проблемное и рискованное использование Интернета» (PRIUSS) в бумажном варианте и в формате Гугл-опроса. Участниками первого опроса были 230 студентов, через год, в период самоизоляции, в опросе приняли участие 90 человек, а через два года – 344.

Результаты. При первом опросе установлено, что 25,2% опрошенных имели риски, связанные с использованием Интернета. Во втором опросе доля опрошенных с проблемами возросла до 93,3%, в третьем опросе проблемы испытывали 20,9% студентов.

Ограничения исследования. Выборка студентов, обучающихся в медицинских вузах Москвы, ограничивает возможность генерализации результатов на другие регионы и типы образовательных организаций.

Заключение. Использование Интернета, сопряжённое с определёнными проблемами, резко возросло в период самоизоляции и вернулось к исходному уровню через два года после пандемии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проблемное использование Интернета и профилактика зависимости от него должны быть важным направлением снижения рисков опасного для здоровья поведения детей и молодёжи.

Соблюдение этических стандартов. Исследование проводилось в соответствии с этическими нормами, изложенными в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (8/19EC). Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.

Участие авторов:
Кучма В.Р. – концепция, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех её частей;
Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В. – концепция и дизайн исследования, сбор материала, обработка данных, написание текста;
Макарова А.Ю. – концепция и дизайн исследования, сбор материала, обработка данных;
Бражников А.Ю. – концепция и дизайн исследования, обработка данных, написание текста;
Лапонова Е.Д., Чубаровский В.В. – концепция и дизайн исследования;
Лещёва М.А. – обработка данных;
Демина Н.Н. – сбор материала, обработка данных.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 03.06.2025 / Принята к печати: 19.09.2025 / Опубликована: 20.10.2025

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Россия

Доктор мед. наук, профессор, член-корреспондент РАН, зав. каф. гигиены детей и подростков ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: kuchma_v_r@staff.sechenov.ru



Наталия Львовна Ямщикова
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: yamshchikova_n_l@staff.sechenov.ru



Анна Юрьевна Макарова
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: makarova_a_yu@staff.sechenov.ru



Алексей Юрьевич Бражников
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. эпидемиологии и доказательной медицины ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: brazhnikov_a_yu@staff.sechenov.ru



Евгения Дмитриевна Лапонова
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Доктор мед. наук, профессор каф. гигиены детей и подростков ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: laponova_e_d@staff.sechenov.ru



Елена Вячеславовна Нарышкина
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: elena.v.nar21@gmail.com



Владимир Владимирович Чубаровский
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Россия

Доктор мед. наук, профессор каф. гигиены детей и подростков ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: chubarovskiy_v_v@staff.sechenov.ru



Надежда Николаевна Демина
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Ассистент каф. гигиены детей и подростков ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: demina_n_n@staff.sechenov.ru



Мария Алексеевна Лещёва
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Студент 6-го курса ИОЗ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), 109991, Москва, Россия

e-mail: lesevamaria57@gmail.com



Список литературы

1. Hoehe M.R., Thibaut F. Going digital: how technology use may influence human brains and behavior. Dialogues Clin. Neurosci. 2020; 22(2): 93–7. https://doi.org/10.31887/DCNS.2020.22.2/mhoehe

2. Gao L., Gan Y., Whittal A., Lippke S. Problematic internet use and perceived quality of life: findings from a cross-sectional study investigating work-time and leisure-time internet use. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020; 17(11): 4056. https://doi.org/10.3390/ijerph17114056

3. Brailovskaia J., Rohmann E., Bierhoff H.W., Schillack H., Margraf J. The relationship between daily stress, social support and Facebook Addiction Disorder. Psychiatry Res. 2019; 276: 167–74. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2019.05.014

4. Floros G.D., Ioannidis K. Editorial: the impact of online addiction on general health, well-being and associated societal costs. Front. Public Health. 2021; 9: 676498. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.676498

5. Stevens C., Zhang E., Cherkerzian S., Chen J.A., Liu C.H. Problematic internet use/computer gaming among US college students: Prevalence and correlates with mental health symptoms. Depress. Anxiety. 2020; 37(11): 1127–36. https://doi.org/10.1002/da.23094

6. Karakose T., Tülübaş T., Papadakis S. Revealing the intellectual structure and evolution of digital addiction research: an integrated bibliometric and science mapping approach. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(22): 14883. https://doi.org/10.3390/ijerph192214883

7. Brand M., Potenza M.N. Behavioral addictions in the ICD-11: an important debate that is anticipated to continue for some time. J. Behav. Addict. 2023; 12(3): 585–9. https://doi.org/10.1556/2006.2023.00042

8. Войскунский А.Е., Митина О.В., Гусенова А.А. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств. Медицинская психология в России. 2015; (4): 1–6. https://elibrary.ru/wfeidh

9. Worldwide digital population 2025. Available at: https://statista.com/statistics/617136/digital-population-worldwide/

10. Kokka I., Mourikis I., Nicolaides N.C., Darviri C., Chrousos G.P., Kanaka-Gantenbein C., et al. Exploring the effects of problematic internet use on adolescent sleep: a systematic review. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(2): 760. https://doi.org/10.3390/ijerph18020760

11. Shannon H., Bush K., Shvetz C., Paquin V., Morency J., Hellemans K.G.C., et al. Longitudinal problematic social media use in students and its association with negative mental health outcomes. Psychol. Res. Behav. Manag. 2024; 17: 1551–60. https://doi.org/10.2147/PRBM.S450217

12. Kokka I., Mourikis I., Nicolaides N.C., Darviri C., Chrousos G.P., Kanaka-Gantenbein C., et al. Exploring the effects of problematic internet use on adolescent sleep: a systematic review. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(2): 760. https://doi.org/10.3390/ijerph18020760

13. Кашкевич Е.И., Березина Н.В., Вышегородцева И.С. Эмоциональные отклонения и нарушение коммуникативных возможностей подростков с игровой он-лайн зависимостью. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; 10(1): 1–11. https://elibrary.ru/qtuqtc

14. Lahti H., Kokkonen M., Hietajärvi L., Lyyra N., Paakkari L. Social media threats and health among adolescents: evidence from the health behaviour in school-aged children study. Child Adolesc. Psychiatry Ment. Health. 2024; 18(1): 62. https://doi.org/10.1186/s13034-024-00754-8

15. Tsilosani A., Chan K., Steffens A., Bolton T.B., Kowalczyk W.J. Problematic social media use is associated with depression and similar to behavioral addictions: Physiological and behavioral evidence. Addict. Behav. 2023; 145: 107781. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2023.107781

16. HBSC. A focus on adolescent media use and gaming. Available at: https://hbsc.org/publications/reports/a-focus-on-adolescent-social-media-use-and-gaming-in-europe-central-asia-and-canada/

17. Boniel-Nissim M., Marino C., Galeotti T., Blinka L., Ozoliņa K., Craig W., et al. A focus on adolescent social media use and gaming in Europe, central Asia and Canada. In: Health Behaviour in School-aged Children International Report from the 2021/2022 survey. Volume 6. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2024.

18. Cauberghe V., Van Wesenbeeck I., De Jans S., Hudders L., Ponnet K. How adolescents use social media to cope with feelings of loneliness and anxiety during COVID-19 lockdown. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2021; 24(4): 250–7. https://doi.org/10.1089/cyber.2020.0478

19. Kaiser S., Kyrrestad H., Martinussen M. Adolescents’ experiences of the information they received about the coronavirus (COVID-19) in Norway: a cross-sectional study. Child Adolesc. Psychiatry Ment. Health. 2021; 15(1): 30. https://doi.org/10.1186/s13034-021-00384-4

20. Jelenchick L.A., Eickhoff J., Zhang C., Kraninger K., Christakis D.A., Moreno M.A. Screening for adolescent problematic internet use: validation of the Problematic and Risky Internet Use Screening Scale (PRIUSS). Acad. Pediatr. 2015; 15(6): 658–65. https://doi.org/10.1016/j.acap.2015.07.001

21. Moreno M.A., Eickhoff J., Zhao Q., Suris J.C. College students and problematic internet use: a pilot study assessing self-appraisal and independent behavior change. J. Adolesc. Health. 2019; 64(1): 131–3. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2018.06.029

22. Shannon H., Bush K., Shvetz C., Paquin V., Morency J., Hellemans K.G.C., et al. Longitudinal problematic social media use in students and its association with negative mental health outcomes. Psychol. Res. Behav. Manag. 2024; 17: 1551–60. https://doi.org/10.2147/PRBM.S450217

23. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (2): 4–19. https://elibrary.ru/rtmayf

24. Lin M.P. Prevalence of internet addiction during the COVID-19 outbreak and its risk factors among junior high school students in Taiwan. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020; 17(22): 8547. https://doi.org/10.2147/prbm.s450217

25. Bozzola E., Spina G., Agostiniani R., Barni S., Russo R., Scarpato E., et al. The use of social media in children and adolescents: scoping review on the potential risks. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(16): 9960. https://doi.org/10.3390/ijerph19169960

26. Dong H., Yang F., Lu X., Hao W. Internet addiction and related psychological factors among children and adolescents in China during the Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) epidemic. Front. Psychiatry. 2020; 11: 00751. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00751

27. Alliott O., Fairbrother H., van Sluijs E. Adolescents’ physical activity during and beyond the COVID-19 pandemic: a qualitative study exploring the experiences of young people living in the context of socioeconomic deprivation. BMC Public Health. 2024; 24(1): 2450. https://doi.org/10.1186/s12889-024-19777-z

28. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Нарышкина Е.В., Ямщикова Н.Л., Бражников А.Ю., Федоринин А.А. и др. Использование интернета как фактор рискового поведения молодежи в условиях дистанционного обучения при COVID-19. Анализ риска здоровью. 2022; (3): 63–71. https://doi.org/10.21668/health.risk/2022.3.05 https://elibrary.ru/ttvdez

29. Stockwell S., Trott M., Tully M., Shin J., Barnett Y., Butler L., et al. Changes in physical activity and sedentary behaviours from before to during the COVID-19 pandemic lockdown: a systematic review. BMJ Open Sport Exerc. Med. 2021; 7(1): e000960. https://doi.org/10.1136/bmjsem-2020-000960

30. Lin L., Liu J., Cao X., Wen S., Xu J., Xue Z., et al. Internet addiction mediates the association between cyber victimization and psychological and physical symptoms: moderation by physical exercise. BMC Psychiatry. 2020; 20(1): 144. https://doi.org/10.1186/s12888-020-02548-6

31. Goslar M., Leibetseder M., Muench H.M., Hofmann S.G., Laireiter A.R. Treatments for internet addiction, sex addiction and compulsive buying: A meta-analysis. J. Behav. Addict. 2020; 9(1): 14–43. https://doi.org/10.1556/2006.2020.00005

32. Al Shawi A.F., Hameed A.K., Shalal A.I., Abd Kareem S.S., Majeed M.A., Humidy S.T. Internet addiction and its relationship to gender, depression and anxiety among medical students in Anbar governorate – west of Iraq. Int. Q. Community Health Educ. 2021; 272684X20985708. https://doi.org/10.1177/0272684X20985708

33. Varchetta M., Tagliaferri G., Mari E., Quaglieri A., Cricenti C., Giannini A.M., et al. Exploring gender differences in internet addiction and psychological factors: a study in a Spanish sample. Brain Sci. 2024; 14(10): 1037. https://doi.org/10.3390/brainsci14101037

34. Wang Z.L., Song K.R., Zhou N., Potenza M.N., Zhang J.T., Dong G.H. Gender-related differences in involvement of addiction brain networks in internet gaming disorder: Relationships with craving and emotional regulation. Prog. Neuropsychopharmacol. Biol. Psychiatry. 2022; 118: 110574. https://doi.org/10.1016/j.pnpbp.2022.110574

35. Carter B., Ahmed N., Cassidy O., Pearson O., Calcia M., Mackie C., et al. ‘There’s more to life than staring at a small screen’: a mixed methods cohort study of problematic smartphone use and the relationship to anxiety, depression and sleep in students aged 13–16 years old in the UK. BMJ Ment. Health. 2024; 27(1): e301115. https://doi.org/10.1136/bmjment-2024-301115

36. Mrayyan M.T., Alkhawaldeh J.M., Alfayoumi I., Algunmeeyn A., Abunab H.Y., Suliman W.A., et al. COVID-19 era-related e-learning: a cross-sectional web-scale study of cyberchondria, internet addiction and anxiety-related symptomatology among university nursing students. BMJ Open. 2023; 13(8): e071971. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2023-071971

37. Borraccino A., Marengo N., Dalmasso P., Marino C., Ciardullo S., Nardone P., et al. Problematic social media use and cyber aggression in Italian adolescents: the remarkable role of social support. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(15): 9763. https://doi.org/10.3390/ijerph19159763

38. Marengo N., Borraccino A., Charrier L., Berchialla P., Dalmasso P., Caputo M., et al. Cyberbullying and problematic social media use: an insight into the positive role of social support in adolescents – data from the health behaviour in school-aged children study in Italy. Public Health. 2021; 199: 46–50. https://doi.org/10.1016/j.puhe.2021.08.010

39. ВОЗ. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни; 2021. Доступно: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/336656/9789240032170-rus.pdf

40. СанПиН 1.2.3685–21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., Макарова А.Ю., Бражников А.Ю., Лапонова Е.Д., Нарышкина Е.В., Чубаровский В.В., Демина Н.Н., Лещёва М.А. Оценка использования студентами Интернета в обычных условиях обучения, в период самоизоляции во время и после пандемии COVID-19. Гигиена и санитария. 2025;104(9):1158-1164. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-9-1158-1164. EDN: momxom

For citation:


Kuchma V.R., Yamshchikova N.L., Makarova A.Yu., Brazhnikov A.Yu., Laponova E.D., Naryshkina E.V., Chubarovsky V.V., Demina N.N., Leshcheva M.A. Assessment of students’ use of the internet in normal learning environments, during self-isolation during COVID-19 and after the pandemic. Hygiene and Sanitation. 2025;104(9):1158-1164. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-9-1158-1164. EDN: momxom

Просмотров: 31


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)