Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов окружающей среды
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-3-234-238
Аннотация
Установление особенностей изменения показателей функционального состояния организма под действием многофакторной среды обитания детей является сложным процессом, поскольку уровень любой системы поддерживается целым рядом компенсаторных механизмов, в основе которых положено мультипараметрическое взаимодействие органов и систем организма. В связи с этим поиск «слабого звена», которое в первую очередь подвергается изменениям в системе регуляторных процессов поддержания гомеостаза, является актуальным. Установлено, что воздействие антропогенной нагрузки и условий обучения на организм исследуемых детей не вызывает специфических изменений вариабельности кардиоритма, что, вероятно, связано с включением комплекса компенсаторных механизмов, направленного на поддержание такого уровня функционирования сердечно-сосудистой системы, который обеспечивает эффективную адаптацию организма к изменяющимся условиям среды обитания. Установленные признаки вегетативной дисфункции у детей в возрасте 7-10 лет в условиях комплексного влияния факторов образовательного процесса, условий обучения и окружающей среды могут свидетельствовать о развитии дизадаптивных реакций в организме исследуемых школьников.
Об авторах
Н. П. СеткоРоссия
Екатерина Владимировна Булычева
Россия
Канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России.
e-mail: e-sosnina@mail.ru
А. Я. Валова
Россия
Список литературы
1. Чередниченко Н.Л. Чередниченко Л.П. Баланс вегетативной нервной системы и кардиореспираторных показателей у детей с различной клинической рефракцией в процессе роста и влияния его на становление рефракции. Российская педиатрическая офтальмология. 2015; 10(1): 33-6.
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина; 1979.
3. Сафронова А.И. Гигиеническая характеристика факторов школьной и окружающей среды и их роль в развитии дисрегуляции вегетативной нервной системы у школьников и гимназистов: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Оренбург; 2008.
4. Котельников С.А., Ноздрачев А.Д., Одинак М.М., Шустов Е.Б., Коваленко И.Ю., Давыденко В.Ю. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах. Физиология человека. 2002; 28(1): 130-43.
5. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство. Кемерово; 2003.
6. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Методическое пособие. М.; 2002.
7. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика: Учебное пособие. СПб.: Фолиант; 2006.
8. Макаров Л.М. Холтеровское мониторирование. М.: Медпрактика; 2008.
9. Шабанов Г.А., Рыбченко А.А., Максимов А.Л. Разработка системы мониторинга индивидуального здоровья для практически здоровых людей. Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2004; (3): 139-54.
10. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука; 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов окружающей среды. Гигиена и санитария. 2018;97(3):234-238. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-3-234-238
For citation:
Setko N.P., Bulycheva E.V., Valova A.Ya. Vegetative balance and variability of heart rhythm in students of general educational institutions in conditions of the multicomponent influence of factors of the environment. Hygiene and Sanitation. 2018;97(3):234-238. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-3-234-238