Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Реакция сердечно-сосудистой системы студентов на запах лаванды в течение учебного процесса

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-6-572-576

Аннотация

Исследована динамика показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов при учебной нагрузке, сопровождаемой 15-минутной холодной ингаляцией маслом лаванды. Обследование осуществляли дважды: до и после аромакоррекции. Для оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы проводили регистрацию и анализ ЭКГ методом вариационной пульсометрии аппаратно-программным комплексом, объединяющим портативный электрокардиограф марки «Bio-Arm 001», персональный компьютер с программой автоматической регистрации и анализа ЭКГ. В экспериментальной ситуации для каждого испытуемого анализировали пятиминутные выборки ЭКГ. Исследовали статистические, гистографические, интегральные и спектральные показатели ритма сердца. Психосоматическое состояние студентов оценивали методом индивидуального опроса. Анализ динамических характеристик вариабельности сердечного ритма показал, что после получасовой учебной нагрузки (период врабатывания) у большинства студентов наблюдается напряжение регуляторных механизмов ритма сердца. Превентивное применение эфирного масла лаванды способствует повышению адаптивных возможностей организма студентов, оптимизации регуляторных механизмов, повышению толерантности организма к психоэмоциональным нагрузкам. На фоне воздействия эфирного масла лаванды адаптация к учебным нагрузкам осуществляется по парасимпатическому (более экономичному) типу регуляции сердечно-сосудистой системы организма. Корригирующее влияние запаха ароматических масел на функциональное состояние организма может быть обусловлено тем, что в восприятие запахов и обработку обонятельной информации вовлечены важнейшие отделы головного мозга — лобная кора, гипоталамус, миндалина, лимбикоретикулярные структуры мозга и др.

Об авторах

Э. С. Геворкян
Ереванский государственный университет
Россия


Нарине Нерсесовна Ксаджикян
Ереванский государственный университет
Россия

Канд. биол. наук, научный сотрудник кафедры физиологии человека и животных биологического факультета, Ереванский государственный университет, 0025, Ереван, Республика Армения.

e-mail: ksnarine@yandex.ru



Список литературы

1. Кашина Ю.В. Регуляторно-адаптивный статус у студентов в начале и в конце учебного года. Фундаментальные исследования. 2011; (7): 76-8.

2. Самаров В.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма учащихся из стран юго-восточной Азии и Африки в процессе адаптации к процессу обучения в вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012; 17 (4): 1303-5.

3. Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И., Даян А.В., Ксаджикян Н.Н. Dynamics of the integrated characteristics of heart rate variability and psychophysiological parameters of students under the conditions of daily and weekly academic loads. Физиология человека. 2006; 32 (4): 57-63.

4. Осадчая Е.А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валеологические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп. Валеология. 2003, (4): 16-21.

5. Николаевский В.В. Ароматерапия. М.: Медицина; 2000.

6. Шутова С.В. Немедикаментозная оптимизация функций мозга у студентов при адаптации к условиям обучения в вузе. Монография. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество; 2012.

7. Lee M.S., Choi J., Posadzki P., Ernst E. Aromatherapy for health care: an overview of systematic reviews. Maturitas. 2012; 71 (3): 257-60.

8. Butje A., Repede E., Shattell M.M. Healing scents: an overview of clinical aromatherapy for emotional distress. J. Psychosoc. Nurs. Ment. Health. Serv. 2008; 46 (10): 46-52.

9. Горст В.Р. Функциональные характеристики индивидуально-типологичеких различий студентов. Монография. Астрахань: Астраханский университет; 2009

10. Braden R., Reichow S., Halm M.A. The use of the essential oil lavandin to reduce preoperative anxiety in surgical patients. J. Perianesth. Nurs. 2009; 24 (6): 348-55.

11. Holm L., Fitzmaurice L. Emergency department waiting room stress: can music or aromatherapy improve anxiety scores? Pediatr. Emerg. Care. 2008; 24 (12): 836-8.

12. Попов В.М., Сентябрев Н.Н., Мандриков В.Б. Динамика функционального состояния организма и характеристик анаэробной работоспособности бегунов-спринтеров при воздействии эфирных масел. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011; (5): 96-100.

13. Бирюкова Е.А., Чуян Е.Н. Вариабельность сердечного ритма у испытуемых с разным типом вегетативной регуляции под влиянием управляемого дыхания с индивидуально подобранной частотой. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2010; 23 (62): 34-44.

14. Сентябрев Н.Н., Караулов В.В., Кайдалин В.С., Камчатников А.Г. Эфирные масла в спортивной практике. Монография. Волгоград: ВГАФК; 2009.

15. Битко С.Н., Окипняк В.Г. Влияние пролонгированного воздействия эфирного масла лаванды на показатели игровой деятельности и адаптацию к физической нагрузке у баскетболистов. Вестник Черкасского университета. 2002; (39): 9-14.


Рецензия

Для цитирования:


Геворкян Э.С., Ксаджикян Н.Н. Реакция сердечно-сосудистой системы студентов на запах лаванды в течение учебного процесса. Гигиена и санитария. 2017;96(6):572-576. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-6-572-576

For citation:


Gevorkyan E.S., Ksadzhikyan N.N. Indices of the response of the cardiovascular system in students to the lavender (lavandula angustifola) odor during the warming-up in the educational process. Hygiene and Sanitation. 2017;96(6):572-576. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-6-572-576

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)