Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Оценка состояния здоровья педагогов общеобразовательных школ

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429

Полный текст:

Аннотация

Введение. Среди ведущих факторов риска, влияющих на преподавательский контингент в процессе их трудовой деятельности, выделяют психоэмоциональное напряжение, нагрузку на голосоречевой аппарат, гиподинамию и длительную вынужденную позу. Как следствие гиподинамии возникает нарушение кровообращения, ухудшение работы венозной и лимфатической систем и в дальнейшем развитие артериальной гипертонии (АГ), избыточной массы тела, варикозной болезни (ВБ), снижение иммунных сил организма, приводящее к частым простудным заболеваниям и хронической патологии ЛОР-органов. Поэтому изучение состояния здоровья педагогов, профилактика заболеваний являются актуальными на сегодняшний день задачами.

Цель исследования — оценить состояние здоровья педагогов общеобразовательных школ по результатам ряда клинических и ультразвуковых исследований.

Материалы и методы. Объектом исследования явились 78 педагогов общеобразовательных школ. Все обследуемые — лица женского пола, имеющие средний возраст 53,4 ± 8,3 года, средний стаж работы 32,1 ± 9,1 года. Проводили клинические и ультразвуковые исследования.

Результаты. При клиническом осмотре врачами-специалистами выявляемость патологии ЛОР-органов в изучаемой группе в пересчёте на 100 осмотренных составила 52 случая (66,6 ± 6,5%), 89 (114,1 ± 4,3%) случаев — терапевтическая патология (среди которой превалировала артериальная гипертензия), 56 (71,8 ± 6,1%) случаев — патология эндокринной системы и 72 (92,3 ± 3,2%) случая заболеваний нервной системы. Частота патологических изменений со стороны органов брюшной полости и мочевыделительной системы при скрининговом ультразвуковом исследовании составила 86% случаев, щитовидной железы — 70 ± 1% случаев.

Заключение. Проведённое клиническое обследование состояния здоровья педагогов со стажем более 10 лет установило, что одно из первых мест занимает терапевтическая патология в виде заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС), на втором месте заболевания нервной системы (вертеброгенная патология), третье место принадлежит заболеваниям ЛОР-органов и эндокринной системы.

Участие авторов:

Катаманова Е.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;

Тихонова И.В. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, написание текста;

Кодинец И.Н. — сбор материала и обработка данных, статистическая обработка;

Ковальчук Н.В. — сбор материала и обработка данных;

Павленко Н.А. — сбор материала и обработка данных, написание текста. 

Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания.

Поступила: 11.10.2021 / Принята к печати: 25.11.2021 / Опубликована: 30.12.2021

Об авторах

Елена Владимировна Катаманова
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия

Доктор мед. наук, доцент, главный врач клиники ФГБНУ ВСИМЭИ, 665827, Ангарск, Россия.

e-mail: katamanova_e_v@mail.ru



И. В. Тихонова
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


И. Н. Кодинец
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Н. В. Ковальчук
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Н. А. Павленко
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
Россия


Список литературы

1. Ахметова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001; (4): 28-30.

2. Герьянская Н.О. Профессионально-личностное здоровье учителя в условиях модернизации образования. Мир науки, культуры, образования. 2009; 19(7): 234-6.

3. Кригер Е.Э. Основные стратегии сбережения и развития профессионального здоровья педагога. Мир науки, культуры, образования. 2010; 21(2): 127-30.

4. Степанов Е.Г., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Овсянникова Л.Б. Проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогов в современных условиях. Медицина труда и экология. 2016; (1): 33-9.

5. Яковлева Н.В., Понамарева О.П., Горблянский Ю.Ю., Конторович Е.П. Условия труда педагогов общеобразовательных учреждений. Медицина труда и промышленная экология. 2018; (7): 34-8. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-34-38

6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимов О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия; 2005.

7. Кузнецов Е.В., Жукова Л.А., Пахомова Е.А., Гуламов А.А. Эндокринные заболевания как медико-социальная проблема современности. Современные проблемы науки и образования. 2017; (4): 62.

8. Белоусова Н.А., Мальцева В.П. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования. Современные проблемы науки и образования. 2016; (6): 423.

9. Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: Методические указания. Оренбург; 2004.

10. Вассерман Л.И. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. СПб.; 1997.

11. Карвасарский Б.Д., Абабков В.А., Васильева А.В., Исурина Г.Л. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб.; 1999.

12. Понамарева О.П., Конторович Е.П., Заболотникова Д.А. Комплексная профилактика профессионального выгорания у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2018; (7): 27-33. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-27-33

13. Орлова О.С., Эстрова П.А. Инновационные технологии в комплексной реабилитации лиц с нарушениями голоса и речи. В кн.: Речицкая Е.Г., Линьков В.В., ред. Материалы научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». М.; 2018: 126-30.

14. Онищенко Г.Г. Гигиенические проблемы здоровья населения. Гигиена и санитария. 2010; 89(1): 87-90.

15. Шилов А.М., Авшалумов А.Ш., Марковский В.Б., Синицина Е.Н., Танаева Е.Г., Балтаева Р.У. Факторы риска сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с избыточной массой тела, сочетающейся с артериальной гипертензией, и их коррекция. Русский Медицинский Журнал. 2009; 17(10): 678-83.

16. Корчевский А.М. Здоровье преподавателя - основа эффективности педагогического процесса. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016; (74): 137-40.

17. Печеркина А.А., Синякова М.Г. Профессиональное здоровье учителя: Понятие, составляющее личностные и поликультурные детерминанты. В кн.: Система профессионального образования в России: Проблемы и перспективы развития. Новосибирск: СИБПРИНТ; 2010: 149-77.


Рецензия

Для цитирования:


Катаманова Е.В., Тихонова И.В., Кодинец И.Н., Ковальчук Н.В., Павленко Н.А. Оценка состояния здоровья педагогов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2021;100(12):1423-1429. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429

For citation:


Katamanova E.V., Tikhonova I.V., Kodinets I.N., Kovalchuk N.V., Pavlenko N.A. Assessment of the state of health of teachers of secondary schools. Hygiene and Sanitation. 2021;100(12):1423-1429. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429

Просмотров: 121


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)