Оценка состояния здоровья педагогов общеобразовательных школ
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429
Аннотация
Введение. Среди ведущих факторов риска, влияющих на преподавательский контингент в процессе их трудовой деятельности, выделяют психоэмоциональное напряжение, нагрузку на голосоречевой аппарат, гиподинамию и длительную вынужденную позу. Как следствие гиподинамии возникает нарушение кровообращения, ухудшение работы венозной и лимфатической систем и в дальнейшем развитие артериальной гипертонии (АГ), избыточной массы тела, варикозной болезни (ВБ), снижение иммунных сил организма, приводящее к частым простудным заболеваниям и хронической патологии ЛОР-органов. Поэтому изучение состояния здоровья педагогов, профилактика заболеваний являются актуальными на сегодняшний день задачами.
Цель исследования — оценить состояние здоровья педагогов общеобразовательных школ по результатам ряда клинических и ультразвуковых исследований.
Материалы и методы. Объектом исследования явились 78 педагогов общеобразовательных школ. Все обследуемые — лица женского пола, имеющие средний возраст 53,4 ± 8,3 года, средний стаж работы 32,1 ± 9,1 года. Проводили клинические и ультразвуковые исследования.
Результаты. При клиническом осмотре врачами-специалистами выявляемость патологии ЛОР-органов в изучаемой группе в пересчёте на 100 осмотренных составила 52 случая (66,6 ± 6,5%), 89 (114,1 ± 4,3%) случаев — терапевтическая патология (среди которой превалировала артериальная гипертензия), 56 (71,8 ± 6,1%) случаев — патология эндокринной системы и 72 (92,3 ± 3,2%) случая заболеваний нервной системы. Частота патологических изменений со стороны органов брюшной полости и мочевыделительной системы при скрининговом ультразвуковом исследовании составила 86% случаев, щитовидной железы — 70 ± 1% случаев.
Заключение. Проведённое клиническое обследование состояния здоровья педагогов со стажем более 10 лет установило, что одно из первых мест занимает терапевтическая патология в виде заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС), на втором месте заболевания нервной системы (вертеброгенная патология), третье место принадлежит заболеваниям ЛОР-органов и эндокринной системы.
Участие авторов:
Катаманова Е.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;
Тихонова И.В. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, написание текста;
Кодинец И.Н. — сбор материала и обработка данных, статистическая обработка;
Ковальчук Н.В. — сбор материала и обработка данных;
Павленко Н.А. — сбор материала и обработка данных, написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания.
Поступила: 11.10.2021 / Принята к печати: 25.11.2021 / Опубликована: 30.12.2021
Об авторах
Елена Владимировна КатамановаРоссия
Доктор мед. наук, доцент, главный врач клиники ФГБНУ ВСИМЭИ, 665827, Ангарск, Россия.
e-mail: katamanova_e_v@mail.ru
И. В. Тихонова
Россия
И. Н. Кодинец
Россия
Н. В. Ковальчук
Россия
Н. А. Павленко
Россия
Список литературы
1. Ахметова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001; (4): 28-30.
2. Герьянская Н.О. Профессионально-личностное здоровье учителя в условиях модернизации образования. Мир науки, культуры, образования. 2009; 19(7): 234-6.
3. Кригер Е.Э. Основные стратегии сбережения и развития профессионального здоровья педагога. Мир науки, культуры, образования. 2010; 21(2): 127-30.
4. Степанов Е.Г., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Овсянникова Л.Б. Проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогов в современных условиях. Медицина труда и экология. 2016; (1): 33-9.
5. Яковлева Н.В., Понамарева О.П., Горблянский Ю.Ю., Конторович Е.П. Условия труда педагогов общеобразовательных учреждений. Медицина труда и промышленная экология. 2018; (7): 34-8. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-34-38
6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимов О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия; 2005.
7. Кузнецов Е.В., Жукова Л.А., Пахомова Е.А., Гуламов А.А. Эндокринные заболевания как медико-социальная проблема современности. Современные проблемы науки и образования. 2017; (4): 62.
8. Белоусова Н.А., Мальцева В.П. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования. Современные проблемы науки и образования. 2016; (6): 423.
9. Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: Методические указания. Оренбург; 2004.
10. Вассерман Л.И. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. СПб.; 1997.
11. Карвасарский Б.Д., Абабков В.А., Васильева А.В., Исурина Г.Л. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб.; 1999.
12. Понамарева О.П., Конторович Е.П., Заболотникова Д.А. Комплексная профилактика профессионального выгорания у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2018; (7): 27-33. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-27-33
13. Орлова О.С., Эстрова П.А. Инновационные технологии в комплексной реабилитации лиц с нарушениями голоса и речи. В кн.: Речицкая Е.Г., Линьков В.В., ред. Материалы научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». М.; 2018: 126-30.
14. Онищенко Г.Г. Гигиенические проблемы здоровья населения. Гигиена и санитария. 2010; 89(1): 87-90.
15. Шилов А.М., Авшалумов А.Ш., Марковский В.Б., Синицина Е.Н., Танаева Е.Г., Балтаева Р.У. Факторы риска сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с избыточной массой тела, сочетающейся с артериальной гипертензией, и их коррекция. Русский Медицинский Журнал. 2009; 17(10): 678-83.
16. Корчевский А.М. Здоровье преподавателя - основа эффективности педагогического процесса. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016; (74): 137-40.
17. Печеркина А.А., Синякова М.Г. Профессиональное здоровье учителя: Понятие, составляющее личностные и поликультурные детерминанты. В кн.: Система профессионального образования в России: Проблемы и перспективы развития. Новосибирск: СИБПРИНТ; 2010: 149-77.
Рецензия
Для цитирования:
Катаманова Е.В., Тихонова И.В., Кодинец И.Н., Ковальчук Н.В., Павленко Н.А. Оценка состояния здоровья педагогов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2021;100(12):1423-1429. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429
For citation:
Katamanova E.V., Tikhonova I.V., Kodinets I.N., Kovalchuk N.V., Pavlenko N.A. Assessment of the state of health of teachers of secondary schools. Hygiene and Sanitation. 2021;100(12):1423-1429. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-12-1423-1429