Образовательный процесс и здоровье преподавателей медицинского университета
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-2-163-168
Аннотация
Введение. Вузовская педагогическая деятельность и неблагоприятные факторы, характерные для образовательного процесса, оказывают негативное влияние на здоровье преподавателей, что отражается на их заболеваемости.
Цель исследования – оценить влияние профессиональной деятельности на резистентность организма преподавателей медицинского вуза.
Материал и методы. Объекты исследования: преподаватели медицинского университета Караганды трёх возрастных категорий (до 30 лет, 30–49 лет и 50 лет и более). Анализ заболеваемости проводился по листкам временной нетрудоспособности. Социологический опрос проводился по анкетам оценки профилактической, медицинской активности и самооценки собственного здоровья преподавателей. Статистическая обработка – с помощью программы Statistica 8.0.
Результаты. Выявлено, что уровень заболеваемости преподавателей вуза с временной утратой трудоспособности из-за недоучтённых случаев заболеваний носит скрытый (латентный) характер. Анкетный опрос выявил у 66,6 ÷ 85% опрошенных наличие проблем со здоровьем. Состояние своего здоровья только половина опрошенных (55,6 ÷ 45,7%) оценивали как хорошее, но с возрастом эта оценка уменьшалась (21,9%). В структуре заболеваний по нозологиям у преподавателей медицинского вуза во второй и третьей возрастных группах (30–49 лет и 50 лет и более) приоритетными отмечались заболевания сердечно-сосудистой системы (52,6 и 61,9% соответственно), опорно-двигательного аппарата (55,3 и 47,6%), пищеварительной системы (36,4 ÷ 42,9%). Основными причинами низкого уровня здоровья и высокой заболеваемости преподавателей-медиков были: недостаточная двигательная активность, нерациональное питание, недостаточное внимание к собственному здоровью, несоблюдение лечебно-профилактических рекомендаций, самолечение.
Заключение. Оценка резистентности организма преподавателей вузов по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, основанная на учёте листков нетрудоспособности, не может быть достоверным критерием. Использование социологических методов анкетного опроса позволяет получить достоверную информацию об истинных размерах заболеваемости, выявить причины, обусловливающие их рост, а также может являться вспомогательным инструментом при разработке медико-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья преподавателей вузов.
Ключевые слова
Об авторах
Нурлан Кемельбекович СмагуловКазахстан
Доктор мед. наук, профессор, профессор-исследователь каф. морфологии и физиологии НАО «Медицинский университет Караганды».
e-mail: msmagulov@yandex.ru
А. М. Евневич
Казахстан
А. А. Адилбекова
Казахстан
Н. В. Гитенис
Казахстан
Список литературы
1. Комин С.В. Эколого-физиологическая характеристика труда профессорско-преподавательского состава вуза. Экология человека. 2006; 10: 53-6.
2. Миннинбаев Т.Ш. Актуальные вопросы университетской гигиены на современном этапе. В кн.: Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Ч. 2. М.; 2004: 272-5.
3. Лисняк М.А., Горбач Н.А. Современное состояние психического здоровья ППС состава вузов. Профилактическая и клиническая медицина. 2012; 1 (42): 58-64.
4. Causes of Stress Among School Teachers. Retrieved from https://www.ukessays.com/essays/psychology/causes-of-stress-among-school-teachers-psychology-essay.php?vref=1.UK 2018
5. Шверина О.В., Халцонен О.В., Косарева Н.П. Вопросы оптимизации труда преподавателей вуза (обзор). В кн.: Материалы научной конференции студентов и аспирантов 16 апреля 2003 г. Тверь: Тверской государственный университет; 2004: 20-4.
6. Догле Н.В., Юркевич А.Я. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. М.: Медицина; 1984. 176 с.
7. Ilmarinen J. The Work Ability Index (WAI). Occup Med. 2007; 57: 160
8. Анкета для оценки профилактической, медицинской активности и самооценки собственного здоровья граждан Забайкальского края. Доступно по: https:anketa-dlya-ocenki-profilakticheskoj.testograf.ru/.
9. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М.: Перо; 2012: 576-8.
10. Теория БЖД. Умственный труд (интеллектуальная деятельность). Доступно по: http://bgdstud.ru/konspekt-lekczij-lbezopasnost-zhiznedeyatelnostir/653-umstvennyj-trud-intellektualnaya-deyatelnost.html
11. Vipinder N., Sarita A. Occupational stress and health among teacher educators. International Journal of Advanced Research in Management and Social Sciences. 2013; 8 (2): 13.
12. Xiao Y., Li W., Ren Q., Ren X., Wang Z., Wang M. et al. Effects of mental workload on work ability in primary and secondary school teachers. Zhonghua Lao Dong Wei Sheng Zhi Ye Bing Za Zhi. 2015; 33 (2): 93-6.
13. Рыжов А.Я., Комин С.В., Копкарова О.О. Физиолого-гигиеническая характеристика труда преподавателей вуза. Медицина труда и промышленная экология. 2005; 10: 36-40.
14. Толмачев Д.А. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и условий труда преподавателей медицинского вуза. Вестник Ивановской медицинской академии. 2012; 2: 9-11.
15. Randolph W.E., Ghosh. K. A Survey of Headache Medicine Specialists on Career Satisfaction and Burnout. Headache. 2015; 55 (10): 1448-57.
16. Chou L., Li C., Hu S.C. Job stress and burnout in hospital employees: comparisons of different medical professions in a regional hospital in Taiwan. BMJ. 2014; 4: 41-85.
17. Naghieh A., Montgomery P., Bonell C.P., Thompson M., Aber J.L. Organisational interventions for improving wellbeing and reducing work-related stress in teachers. Cochrane Database Syst Rev. 2015; 4. Art. No.: CD010306. https://doi.org/10.1002/14651858.CD010306.pub2
18. Смагулов Н.К., Хантурина Г.Р., Кожевникова Н.Г. Актуальность проблемы профессионального здоровья медицинских работников. Международный журнал экспериментального образования. 2013; 11 (1): 52-6.
19. Логинов С.И., Николаев А.Ю., Ветошников А.Ю., Сагадеева С.Г. Оценка физической активности жителей г. Сургута по данным международного опросника IPAQ. Теория и практика физической культуры. 2015; 1: 83-5.
20. Drogomeretskiy V.V., Tretyakov A.A., Mukhin A.V. The influence of physical activity on the functional state of the body systems mature men, who teaches at the university. Modern Problems of Science and Education. 2014; 6; 34-41
Рецензия
Для цитирования:
Смагулов Н.К., Евневич А.М., Адилбекова А.А., Гитенис Н.В. Образовательный процесс и здоровье преподавателей медицинского университета. Гигиена и санитария. 2020;99(2):163-168. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-2-163-168
For citation:
Smagulov N.K., Evnevich A.M., Adilbekova A.A., Gitenis N.V. Educational process and health of medical university teachers. Hygiene and Sanitation. 2020;99(2):163-168. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-2-163-168