Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-9-956-961

Полный текст:

Аннотация

Введение. В исследовании представлены показатели физического здоровья школьников общеобразовательных учреждений г. Нижнего Новгорода с разным уровнем организации физического воспитания.

Материал и методы. Изучены морфофункциональные показатели 3045 школьников 8 общеобразовательных организаций с использованием методов антропометрии и функциональных проб в ходе медицинских профилактических осмотров. Уровень физического здоровья (ФЗ) оценён методом интегральных индексов с расчётом рейтинговой оценки от 0 до 1.

Результаты. Оценили физическое здоровье учащихся по морфофункциональным показателям и толерантности к физическим нагрузкам. Каждый восьмой (12,8%) ребёнок характеризуется уровнями ФЗ ниже среднего и низким. Треть (34,3%) детей имеют средний уровень ФЗ, у 41,2% школьников ФЗ выше среднего уровня, и лишь 11,7% детей характеризуются высоким уровнем ФЗ. Прослеживается возрастная динамика – доля школьников с высоким и выше среднего уровнями ФЗ, как у мальчиков, так и у девочек, нарастает к старшей возрастной группе и на третьей ступени составляет у мальчиков более 75%, а у девочек – 65%.

Установлена взаимосвязь организации физического воспитания с ФЗ школьников. В школах, где физическое воспитание организованно с соблюдением всех гигиенических требований и внедрением современных внешкольных форм двигательной активности, уровень ФЗ более чем в 2 раза выше по сравнению со школами, где используются традиционные подходы физического воспитания, подчинённые сдаче нормативов, и единообразие форм их проведения.

Заключение. Полученные нами результаты могут служить обоснованием включения в физическое воспитание образовательных организаций дополнительных организационно-методических форм и технологий физического обучения с целью повышения двигательной активности, физического здоровья и адаптационных резервов учащихся.

Об авторах

Е. С. Богомолова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Мария Владимировна Шапошникова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Кандидат мед. наук, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», 603950, г. Нижний Новгород.

e-mail: mariya.sh82@gmail.com



Н. В. Котова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Т. В. Бадеева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Е. О. Максименко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


А. С. Киселева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


С. Н. Ковальчук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


М. В. Ашина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Е. О. Олюшина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р. 2018-2027 годы - десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 3: 5-18.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Поленова М.А. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене детей и подростков. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 1: 4-11.

3. Мирская Н.Б. Факторы риска, негативно влияющие на формирование костномышечной системы детей и подростков в современных условиях. Гигиена и санитария. 2013; 1 (92): 65-71.

4. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н. Реализация здоровьесберегающих технологий в профилактике школьно обусловленных заболеваний. Материалы научно-практической конференции «Безопасная образовательная среда в современной школе». 2016: 39-44.

5. Кучма В.Р. Популяционная и персонализированная гигиена детей и подростков в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия подрастающего поколения страны. Прикладные информационные аспекты медицины. 2018; 3: 16-27.

6. Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка внутришкольной среды городских и сельских образовательных учреждений. Гигиена и санитария. 2016; 95 (12): 1193-7.

7. Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.: ФГБНУ НЦЗД; 2016. 610 с.

8. Сухарева Л.М., Поленова М.А. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене и охране здоровья детей и подростков. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 3: 18-22.

9. Ручкина Н.А., Мирская Н.Б., Вольсдорф Е.И. Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в современной школе. Материалы научно-практической конференции «Безопасная образовательная среда в современной школе». 2016: 13-21.

10. Надеждин Д.С., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Сахаров В.Г. Особенности формирования психосоциальной адаптации учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений. Российский педиатрический журнал. 2015; 2: 18-22.

11. Зайцева Н.П., Устинова О.Ю. Риск-ориентированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 20-5.

12. Гудинова Ж.В. ГТО-2014: Задачи гигиены физического воспитания. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6: 10-5.

13. Кучма В.Р., Нарышкина Е.В. Школьная и университетская медицина в Европе: состояние, проблемы и пути решения (некоторые итоги XIX европейского конгресса по школьной и университетской медицине). Педиатрия. 2018; 5 (97): 217-23.

14. Huber M., Knottnerus J., Green L., Gadad A., Kromhout D., Leonard B. et al. How should we define health? BMJ. 2011; 343: d4163

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [Электронный ресурс]: http://ivo.garant.ru/#/document/12125274/paragraph/52:1 (дата обращения: 12.11.2018).

16. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства» [Электронный ресурс]: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р/all:2 (дата обращения: 12.11.2018).

17. Чекалова Н.Г., ред. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки. Учебное пособие. Н. Новгород: Издательство НижГМА; 2010. 164 с.

18. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов. М.: ФГБНУ НЦЗД; 2013. 379 с.

19. Богомолова Е.С., ред. Методы изучения и оценки физического развития детей и подростков. Н. Новгород: Издательство НижГМА; 2018. 92 с.

20. Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей. Метод. рекомендации № 01-19/31-17, 17 марта 1996 г.

21. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Т.В. Бадеева и др. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: метод. указания. Н. Новгород: Издательство НижГМА; 2015.112 с.

22. Поляков С.Д. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие. М.: Айрис-пресс; 2006. 96 с.

23. Храмцов П.И. Об оптимизации двигательной активности детей и подростков в образовательных организациях. Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее». М., 2017; I: 646-9.

24. Храмцов П.И., Березина Н.О., Седова А.С. Гигиеническая оценка влияния занятий физической культурой на функциональные возможности организма обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 4 (253): 43-5.

25. Богачев А.Н., Осадшая Л.Б., Грецкая И.Б. Возрастная динамика состояния функциональных резервов организма школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]: https://science-education.ru/ru/issue/view?id=123 (дата обращения: 12.11.2018).

26. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302) [Электронный ресурс]: http://ivo.garant.ru/#/document/70643480/paragraph/1:4 (дата обращения: 12.11.2018).

27. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]: http://ivo.garant.ru/#/document/70183566/paragraph/1:4 (дата обращения: 12.11.2018).

28. Den Hertog K. The Amsterdam Healthy Weight Programm, an example of an integral programmatic approach on tackling health inequalities [Electronic resource]: https://www.vwvj.be/eusuhm-congress-2017-leuven (date of access: 25.01.2019)

29. Van Leerdam F. Youth health Care on the move [Electronic resource]: https://www.vwvj.be/eusuhm-congress-2017-leuven (date of access 25.01.2019)


Для цитирования:


Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Максименко Е.О., Киселева А.С., Ковальчук С.Н., Ашина М.В., Олюшина Е.О. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария. 2019;98(9):956-961. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-9-956-961

For citation:


Bogomolova E.S., Shaposhnikova M.V., Kotova N.V., Badeeva T.V., Maksimenko E.O., Kiseleva A.S., Kovalchuk S.N., Ashina M.V., Olyushina E.O. Characteristics of physical health of students of modern educational institutions. Hygiene and Sanitation. 2019;98(9):956-961. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-9-956-961

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)