

Особенности питания первоклассников разных поколений в выходные дни
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-7-901-907
EDN: hkrjdn
Аннотация
Введение. Питание является важной составляющей в жизни человека, так как обеспечивает основные функции организма. В период обучения ребёнка в школе происходит перестройка организма детей, увеличиваются психоэмоциональные нагрузки. Первоклассники приходят в новую для них среду, и правильно организованное питание как в школе, так и дома будет способствовать защите организма ребёнка, улучшать его адаптацию.
Цель исследования – сравнительный анализ структуры питания первоклассников разных поколений в выходные дни в динамике (2014, 2024 гг.).
Материалы и методы. Исследование проведено в 10 общеобразовательных учреждениях в сентябре 2014 и 2024 гг. Объект исследования – школьники первых классов в возрасте 7 лет (n = 400), проживающие в моногородах юга Кузбасса. В домашних условиях питание детей изучалось методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания.
Результаты. При изучении продуктового набора установлено, что уровень потребления детьми продуктов питания в динамике сильно варьирует в сравнении с рекомендованными нормами. В рационах выходного дня у школьников установлен недостаток рыбы и морепродуктов; мяса, молока и кисломолочных продуктов; творога, сыров твёрдых сортов, масла растительного. Энергетическая ценность рационов в среднем находится в диапазоне нормируемых величин. Среднесуточные рационы школьников как в 2014-м, так и в 2024 г. (1 : 1,3 : 4,7 и 1 : 1,2 : 4,5) не были сбалансированными по соотношению основных макронутриентов. В рационах в выходные дни у школьников преобладала жировая модель питания.
Ограничения исследования. Исследование лимитировано выборкой группы школьников разных поколений, обучающихся в первых классах.
Заключение. Анализ фактического питания в динамике выявил актуальность изучения причин, приводящих к нарушениям в организации питания детей в домашних условиях, что даёт возможность прогнозировать и структурировать ошибки родителей с последующим консультированием по вопросам правильного питания.
Ключевые слова: питание школьников первых классов; домашнее питание; выходные дни
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено биоэтическим комитетом ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» (протокол заседания № 4 (§ 1) от 18.11.2021 г.), проведено согласно общепринятым научным принципам Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ред. 2013 г.). Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании
Участие авторов:
Тапешкина Н.В. – концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование;
Горячева О.В., Поварницина Н.В. – сбор материала;
Матвеева О.В., Блажина О.Н. – обработка данных.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех её частей.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 21.04.2025 / Поступила после доработки: 22.05.2025 / Принята к печати: 26.06.2025 / Опубликована: 20.08.2025
Об авторах
Наталья Васильевна ТапешкинаРоссия
Доктор мед. наук, доцент, вед. науч. сотр. лаб. экологии человека и гигиены окружающей среды, ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия
e-mail: natasha72.03.24@mail.ru
Ольга Владимировна Горячева
Россия
И.о. зав. отд. функциональной и ультразвуковой диагностики, ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия
Наталья Васильевна Поварницина
Россия
Зав. физиотерапевтическим отд., ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия
Оксана Владимировна Матвеева
Россия
Канд. мед. наук, зам. главного врача по клинико-экспертной работе клиники ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия
e-mail: matveevaov2011@mail.ru
Ольга Николаевна Блажина
Россия
Зав. отд. периодических медицинских осмотров, ФГБНУ «НИИ КПГПЗ», 654041, Новокузнецк, Россия
e-mail: olgablaz9@mail.ru
Список литературы
1. Шайхутдинов Б.И., Храмешин Р.А., Попова А.Р., Шашерина Я.В., Чупрова В.В. Правильное питание – залог здоровья школьников. Вопросы науки и образования. 2018; (7): 267–71. https://elibrary.ru/xpidrz
2. Мажаева Т.В. Анализ изменений пищевых предпочтений и заболеваний (состояний), связанных с питанием, у населения Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (9): 19–25. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-330-9-19-25 https://elibrary.ru/rmxxua
3. Попов В.И., Настаушева Т.Л., Жданова О.А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе. Здравоохранение Российской Федерации. 2021; 65(3): 238–44. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-238-244 https://elibrary.ru/mjnbav
4. Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; 6(2): 4–13. https://elibrary.ru/xycabf
5. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Яновская Г.В., Новикова И.И. Гигиеническая оценка организации питания школьников в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(2): 7–12. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12 https://elibrary.ru/aahrhc
6. Викторова Е.П., Лисовая Е.В., Свердличенко А.В., Воротынцев Д.А., Бардиж Д.Р. Исследование соответствия фактического потребления школьниками продуктов питания рекомендуемым нормам потребления. Новые технологии. 2021; 17(4): 24–32. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-4-24-32 https://elibrary.ru/eilwvv
7. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьева Ю.В., Плац-Колдобенко А.Н., Летучая Т.А., Салдан И.П. и др. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края. Профилактическая медицина. 2018; 21(6): 63–7. https://doi.org/10.17116/profmed20182106163 https://elibrary.ru/vtgnqy
8. Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка домашнего питания современных школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(8): 31–6. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36 https://elibrary.ru/ojfowg
9. Валина С.Л., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Изучение особенностей питания учащихся младшего школьного возраста при наличии альтернативного меню. Гигиена и санитария. 2019; 98(11): 1272–8. https://elibrary.ru/oodzed
10. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М., Лебедева А.М., Занковский С.С., Булгакова Л.И. и др. Организация питания детей и подростков на региональном уровне. Вопросы питания. 2018; 87(6): 48–56. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10066 https://elibrary.ru/snkrlf
11. Тятенкова Н.Н., Аминова О.С. Оценка фактического питания учащихся старших классов. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (4): 24–9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-24-29 https://elibrary.ru/qjrtjx
12. Цукарева Е.А., Авчинникова Д.А. Сравнительная характеристика фактического питания младших школьников с различными показателями пищевого статуса. Гигиена и санитария. 2021; 100(5): 512–8. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-5-512-518 https://elibrary.ru/mhihqt
13. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Ларионова А.В., Малащенкова А.В. и др. Формирование знаний обучающихся в области здорового питания. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(4): 221–4. https://elibrary.ru/vmmeiw
14. Зайцева Н.В., Лир Д.Н. Мониторинг питания в общеобразовательных организациях. Вопросы питания. 2022; 91(5): 56–64. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2022-91-5-56-64 https://elibrary.ru/dxbpvt
15. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Боева В.С. Альбом порций продуктов и блюд. М.; 1995.
16. Пересыпкина Т.В., Меркулова Т.В. Некоторые особенности организации питания и пищевого поведения детей школьного возраста. Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. 2021; 11: 171–81. https://elibrary.ru/phfyuy
17. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения. Фундаментальная и клиническая медицина. 2019; 4(2): 120–8. https://doi.org/10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128 https://elibrary.ru/xfubcd
18. Чайченко Т.В., Гончарь М.А., Чумаченко Т.А., Клименко В.А. Субъективные представления об ожирении и объективные нутриционные причины формирования избытка веса у школьников Харьковского региона. Охрана здоровья детей и подростков. 2019; (1): 85–7.
19. Шарманов Т.Ш., Салханова А.Б., Датхабаева Г.К. Сравнительная характеристика фактического питания детей в возрасте 9–10 лет. Вопросы питания. 2018; 87(6): 28–41. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10064 https://elibrary.ru/yrwxfr
20. Потапкина Е.П., Мажаева Т.В., Носова И.А., Козубская В.И., Синицына С.В., Дубенко С.Э. Система управления рисками в организации питания детей в муниципальных образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(9): 59–66. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-9-59-66 https://elibrary.ru/xueqmn
21. Ткачук Е.А., Глобенко Н.Э. Оценка стереотипов питания, физического развития и заболеваемости детей младшего школьного возраста. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023; (1): 90–3. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-1-90-93 https://elibrary.ru/riaqst
22. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Новикова И.И., Романенко С.П. Об основных результатах мониторинга питания детей школьного возраста, реализованного в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография». Вопросы питания. 2025; 94(1): 64–70. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2025-94-1-64-70
23. Сетко А.Г., Жданова О.М., Тюрин А.В. Сравнительная оценка фактического питания и алиментарного статуса учащихся общеобразовательных учреждений города Оренбурга в 12-летней динамике реализации мероприятий по совершенствованию системы школьного питания. Оренбургский медицинский вестник. 2023; 11(1): 58–63. https://elibrary.ru/oyrkpr
24. Горелова Ж.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д. Изучение домашнего питания школьников Москвы. Вопросы питания. 2018; 87(S5): 135–6. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10233 https://elibrary.ru/ypdemp
25. Боровкова М.Г., Николаева Л.А. Анализ питания детей школьного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021; 66(4): 148–54. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-148-154 https://elibrary.ru/mbxxpm
26. Черненков Ю.В., Гуменюк О.И., Глушаков И.А., Глушакова В.Д. Некоторые аспекты формирования рационов питания детей разных возрастных групп. РМЖ. Мать и дитя. 2023; 6(2): 169–74. https://doi.org/10.32364/2618-8430-2023-6-2-169-174 https://elibrary.ru/urlwmx
Рецензия
Для цитирования:
Тапешкина Н.В., Горячева О.В., Поварницина Н.В., Матвеева О.В., Блажина О.Н. Особенности питания первоклассников разных поколений в выходные дни. Гигиена и санитария. 2025;104(7):901-907. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-7-901-907. EDN: hkrjdn
For citation:
Tapeshkina N.V., Goryacheva O.V., Povarnitsina N.V., Matveeva O.V., Blazhina O.N. Features of nutrition the in first-graders of various generations on weekends. Hygiene and Sanitation. 2025;104(7):901-907. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-7-901-907. EDN: hkrjdn