Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространённость, причины и профилактика

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-5-456-460

Аннотация

Проведено изучение с помощью анкетирования 833 студентов 2-6 курсов медицинского вуза с целью изучения их субъективной оценки уровня стресса на экзаменах, причинах и мероприятиях, применяемых ими для уменьшения стресса. Высокий уровень стресса на экзаменах отмечают 26,7% студентов, к 3-4 курсу достоверно возрастает число студентов с низким уровнем стресса, студенты, обучающиеся на хорошо и отлично, достоверно реже отмечают у себя высокий уровень экзаменационного стресса. Наиболее частыми проявлениями стресса являются изменения со стороны сердечно-сосудистой (у 62,0% студентов) и вегетативной нервной систем (у 48,6%), достоверно реже встречающиеся у хорошо успевающих студентов. В динамике обучения обнаружено увеличение жалоб на учащённое мочеиспускание, жидкий стул и неприятные ощущения или боли в животе. Основными причинами стресса на экзаменах, по мнению студентов, являются большой объём и уровень сложности экзаменационного материала и недостаточная проработка экзаменационных заданий на занятиях. В динамике обучения наблюдается значительное снижение числа студентов, считающих важным заблаговременное ознакомление с экзаменационными вопросами, обеспечение достаточности времени на самоподготовку и увеличение числа студентов, признающих необходимым сокращение времени ожидания вызова на экзамен. Наиболее популярными способами уменьшения экзаменационного стресса на младших курсах являются использование ритуалов, примет и лекарственных препаратов, на старших курсах возрастает число лиц, использующих приемы аутотренинга. Вообще не борются со стрессом 49,9% студентов. Большая часть студентов младших курсов (63,9%) считают необходимым введение элективной дисциплины «Профилактика и коррекция экзаменационного стресса у студентов».

Об авторах

Наталия Дмитриевна Бобрищева-Пушкина
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
Россия

Канд. мед. наук, доц. каф. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГБОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова».

e-mail: nbobrishevapushkina@mail.ru



Л. Ю. Кузнецова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
Россия


О. Л. Попова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
Россия


Список литературы

1. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина; 1988.

2. Баишева К., Васильева Л.И. Негативное влияние экзаменационного стресса на студентов ВУЗа и физиологические методы его нейтрализации. В кн.: Материалы VI международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 15 февраля - 31 марта 2014. Доступно по: http://www.scienceforum.ru/2014/477/5367

3. Стрелец В.Б., Гарах Ж.В., Новотоцкий-Власов В.Ю. Сравнительное исследование гамма-ритма в норме, при экзаменационном стрессе и у больных с первым приступом депрессии. Журнал высшей нервной деятельности. 2006; 2: 219-27.

4. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина; 1991.

5. Шарай В.Б. Функциональное состояние организма студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса: дисс. … канд. мед. наук. М.; 1979.

6. Михеева Л.В., Грачев С.В., Смирнова М.А., Силаев А.А., Миннибаев Т.Ш., Кузнецова Л.Ю. Интенсивные формы обучения и здоровье студентов. Вестник Российской академии медицинских наук. 2001; 12: 42-4.

7. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Прикладные информационные аспекты медицины. 1999; 2 (1): 72-4.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб: Питер; 2006.

9. Меньшикова И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий: дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь; 2008. Доступно по: http://forum.myword.ru

10. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Изучение взаимосвязи психофизиологических и личностных особенностей студентов и их отношения к различным формам контроля знаний. В кн. Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины. М.: НЦЗД РАМН; 2008.

11. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Изучение выраженности экзаменационного стресса и факторов его определяющие у старших школьников. Гигиена и санитария. 2015; 94 (3); 67-9.

12. Пряничникова Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика. Пермь: Меркурий; 2015.

13. Сергеев В.Н., Ананьев Н.И. Физические упражнения в экзаменационный период как средство повышения умственной и физической работоспособности студентов. Гигиена и санитария.1982; 6: 25.


Рецензия

Для цитирования:


Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространённость, причины и профилактика. Гигиена и санитария. 2018;97(5):456-460. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-5-456-460

For citation:


Bobrisheva-Pushkina N.D., Kusnetsova L.U., Popova O.L. Examination stress among medical students: prevalence causes and prevention. Hygiene and Sanitation. 2018;97(5):456-460. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-5-456-460

Просмотров: 250


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)